Перечень диагностических методик: старшая группа (начало года). Методика нелепицы Методика нелепицы предназначен для исследования

Готовность ребёнка к школе определяется не только уровнем его учебной подготовки, то есть умением читать, считать и писать некоторые буквы, но и способностью правильно выстраивать логические и причинно-следственные связи. Существует несколько методик, которые позволяют выявить недостатки в развитии этого умения, и одним из таких приёмов является тест «Нелепицы».

Автор методики «Нелепицы» и её цели

«Нелепицы» – это тест, направленный на определение образных представлений ребёнка об окружающем мире и диагностику уровня развития мышления. Автор приёма - Роберт Семёнович Немов - знаменитый советский и российский психолог, член Академии педагогических и социальных наук России. Он предложил оценивать способность малыша выстраивать логические связи между явлениями и предметами с помощью анализа картинок с изображёнными на них животными, людьми, предметами и явлениями, нарисованными в нелепых обстоятельствах. Задача ребёнка - определить логические нарушения и дать правильный комментарий.

Вот такое изображение предлагается ребёнку для рассмотрения и объяснения логических несостыковок

Выдающийся английский писатель Джонатан Свифт в своём знаменитом произведении «Путешествие Гулливера» писал: «На свете нет такой нелепости, которая не имела бы своих защитников среди философов».

В качестве целей Немов выдвинул следующие:

  • определение начальных образных представлений испытуемого;
  • мониторинг способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями в мире;
  • оценка умения грамматически правильно формулировать мысли.

Методика предполагает проведение двух тестов: в начале и в конце года. Так экспериментатору удастся проследить динамику развития качеств образно-логического мышления ребёнка.

Порядок проведения диагностики мышления дошкольников и младших школьников

Тестирование проводится с дошкольниками и младшими школьниками, начиная с возраста 4 лет. Приём «Нелепицы» подразумевает индивидуальную работу с ребёнком, разделённую на два этапа, перед началом каждого испытуемому озвучивается инструкция, соответствующая той или иной части тестирования.

Инструкция первого уровня:

  1. Педагог (психолог) предлагает малышу посмотреть на картинку в течение 3 минут.
  2. Далее испытуемый должен рассказать, что (по его мнению) на изображении находится не на своём месте.

Инструкция второго уровня:

  1. Взрослый просит ребёнка аргументировать, почему объект нарисован неправильно.
  2. Тестируемому необходимо объяснить, как должно быть на самом деле.

Если малыш испытывает затруднения, то экспериментатор должен оказать ему поддержку необходимого характера:


Файл: Стимульный материал к тесту

Оценка и интерпретация результатов

В процессе оценки выполнения теста следует учитывать врабатываемость ребёнка, сосредоточенность и самостоятельность выполнения заданий, а также понимание и оценку ситуации, изображённой на картинке, и последовательность описания объектов.

За работу малышу выставляются баллы:

  • 10 - испытуемый отметил не менее 7 нелепиц, успел прокомментировать каждую и рассказал, как должно быть на самом деле;
  • 8–9 - тестируемым были замечены ошибки, но 1–3 не были объяснены до конца, а предположения о том, как следовало бы нарисовать правильно, отсутствовали;
  • 6–7 - ребёнок отметил нелепицы, но 3–4 из них не успел объяснить до конца или успел, но не сумел предложить верный вариант сюжета;
  • 4–5 - испытуемым определены логические нарушения, 5–7 из них прокомментированы, но исправлены не были;
  • 2–3 - ребёнок не успел заметить больше 4 ошибок и не объяснил ни одну из них.
  • 0–1 - тестируемым обнаружено меньше 4 нелепиц.

Важно учитывать, что 4 и выше очка малыш получает только в том случае, если ему удалось назвать не менее 7 нарушений, но либо не хватило времени, либо не получилось их объяснить.

На основе обработки результатов теста взрослый делает вывод об уровне развития исследуемых качеств у ребёнка:

  • 10 баллов - очень высокий;
  • 8–9 - высокий;
  • 4–7 - средний;
  • 2–3 - низкий;
  • 0–1 - очень низкий.

При средних и низких показателях коррекционную работу необходимо направить на улучшение внимания. Для этого можно использовать таблицы Шульте, подробнее о которых можно почитать в статье « » или стимульный материал к тесту Тулуз-Пьерона (о работе с ним можно узнать из текста «Исследуем произвольное внимание младших школьников с помощью теста Тулуз-Пьерона »). При очень низких показателях подбор методики исправления должен проводиться детским психологом с учётом уровня развития других качеств испытуемого.

Методика «Нелепицы» помогает легко и быстро диагностировать нарушения образно-логического мышления ребёнка. Данные, полученные в результате тестирования, позволяют выстроить адекватную коррекционную работу, способствующую правильному развитию всех сфер личности.

Новикова Александра

Тема: «Нелепицы»

Возраст: Старшая группа (5 лет)

Образовательная область: Речевая игра

Форма проведения: Совместная деятельность взрослого и детей. Самостоятельная деятельность детей.

Цель: Оценить элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.

Воспитательные- воспитывать в ребенке умение выражать свою мысль.

Развивающие- формировать умение различать реальность и фантазийный вымысел; уточнение представлений о предмете, явлениях природы.

Образовательные -упражнять ребенка рассуждать логически и грамматически правильно.

Планируемый результат :

Закрепление умения детей проявлять самостоятельность

в выполнении заданий заданных воспитателем.

Методы и приемы:

Словесный- объяснение, рассказ.

Наглядный- демонстрация.

Практический- выполнение заданий.

Наглядные средства обучения: Одинаковые картинки с изображением довольно нелепых ситуаций с животными, карандаши.

Организация детей: Дети сидят по два человека за столом, всего столов в групповой комнате -12

Индивидуальная работа: Помощь советом затрудняющимся детям.

Предварительная работа: Загадывание загадок.

Структура НОД:

1. Организационный момент.

2. Задание «Правильно неправильно»

3. Задание «Так бывает или нет»

5. Подведение итога.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Организационный момент:

Воспитатель: ребята, сегодня мы поиграем в игру «Нелепицы». А что такое нелепицы? (нелепицы –это неразумное, нелепое высказывание, утверждение, поступок, положение)

Прежде чем начнем игру, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко, говорим

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми

Только руку подними.

Ну-ка, детки, послушайте и угадайте загадки.

1. Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги.

(Черепаха)

2. С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

3. Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

С водой не знается.

4. Вместо хвостика - крючок,

Вместо носа - пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый.

5. Катя что-то завизжала.

Удивляется малыш:

Что ты Катя задрожала?

Ведь в углу сидела … .

6. Летом в болоте

Вы ее найдете.

Зеленая квакушка.

(ЛЯГУШКА)

7. Из яйца, как из пеленок,

Вылез маленький …

(ЦЫПЛЕНОК)

Отлично, ребятки, закончились загадки.

1. Задание «Правильно неправильно».

Сейчас каждому из вас,дети, я выдам чёрно- белую картинку с изображением нелепиц. Вы рассмотрите ее. Рассмотрели? Теперь назовите, какие животные изображены неправильно. Затем раскрасьте цветными карандашами только те изображения, которые соответствуют истине, что может быть на самом деле.

2. Задание «Так бывает или нет».

Как вы считаете, дети, что на этой картинке верно, а чего не может быть? Дайте свои ответы.

Молодцы, ребята, вы справились отлично со своими заданиями!

Приложение 1.

Приложение 2.

Публикации по теме:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивушка» Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Безопасность на дороге» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85 приморского района Санкт-Петербурга Конспект непосредственной.

Цель: Закрепление цветов. Научить наносить клей на детали аппликации и их приклеивания; развивать интерес к результату своей работы. Задачи:.

Цель: учить составлять изображение предмета из нескольких одинаковых форм (ватных дисков). Задачи Воспитательная: Воспитывать терпеливость,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Испытание магнита» Муниципальное образовательное учреждение – средняя образовательная школа№3 г. Маркса Саратовской области им. Л. Г. Венедиктовой структурное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по продуктивному виду деятельности-лепке «Бабочки и стрекозы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 149» Конспект непосредственной образовательной деятельности.

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов:

10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8–9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6–7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4–5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5–7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2–3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1–4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0–1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Методика «Нелепицы» (23)

Цель: оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой; выявить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Ход обследования. Ребенку показывают картинку (рис. № 8), во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так. Расскажи, как на самом деле все должно быть».

Сначала ребенок называет все нелепицы, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время ограниченно тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов.

10 баллов – такая оценка ставиться ребенку, если за отведенное время (3 мин.) он заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и как на самом деле должно быть.

8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3-4 не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 5-8 из них не успел до конца объяснить и сказать, как должно быть.

2-3 балла - ребенок не успел заметить 1-4 из 8 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 8 имеющихся нелепиц.

Рис. № 8




Рис. № 9



  1. Немов Р. С. Психология: Учеб для студ. Высш. Пед учеб заведений: в 3 кн. 4-е изд

    Документ

    Логического мышления ребенка Методика : “Нелепицы ” Ребенок________________________________Группа_________________________ Дата___________Время выполнения___________Психолог____________________ ... 18. 2 4 19. 0 0 20. 2 0 21. 6 0 22. 4 0 23 . 2 2 24. 2 0 25. 0 0 26. 2 4 27. 0 0 28 ...

  2. Исследование проблемы памяти в трудах отечественных и зарубежных ученых

    Исследование

    Литературы 3 6 6 7 13 21 21 23 28 30 31 ВВЕДЕНИЕ До... Для исследования зрительной памяти использовалась методика «нелепицы ». Картинку с изображением нелепых ситуаций... . Оценка результатов исследования по методике «нелепицы ». 10 баллов - такая...

  3. Вучебном пособии освежены: технология основных направлений ра­боты практического психолога; методика работы психолога с детьми раз­ного возраста; технологии пс

    Документ

    И методов управления Методики оценки результативности Методики оценки целевых программ... профессиональ­ную психологическую помощь. 23 . Психолог не должен... количеству выделенных объек­тов в картинках-нелепицах , картинках с множеством контуров) 1. ...