Пакистан: «Девушки-христианки нужны только для удовольствия мужчин-мусульман. Обычаи и традиции пакистана Пакистан законы для женщин

(о мужьях в индии, мужчинах в пакистане)

Никях (бракосочетание, свадьба) является идеальным вариантом для женщины, желающей обрести семью и любовь. Нередко случается так, что в силу обстоятельств женщине сложно найти любовь после неудачного брака. Очень многие женщины решаются искать чувства за границей и, к счастью, находят настоящую любовь именно там. Если вы решительно настроены убежать на край света, опытная сваха поможет вам найти идеального мужа-пакистанца, который будет вас любить и охранять, как бриллиант высшей пробы.

Муж Пакистанец

Пакистанцы чтят образ женщины-матери, хранительницы домашнего очага. Но, собираясь за границу, вам необходимо помнить о том, что Пакистан – это мусульманская страна, в которой женщины должны покрывать свое тело. Женщинам позволено носить цветную одежду. Мужчины же действуют в соответствии с определенными правилами поведения, которые особо подчеркивают социальный статус, репутацию клана и уровень достатка. Жители Пакистана делятся на классы, поэтому необходимо учитывать это при выборе мужа.

Особенности жизни в Пакистане и мужчин в Пакистане

Обращаясь к свахе, вы получите полный доступ к информации, связанной с культурными ценностями в Пакистане. Положение женщин считается довольно своеобразным, с одной стороны, женщинам предоставлена возможность получать высшее образование и занимать высшие посты, но, с другой стороны, статус женщины все-таки определяется Исламом.

Особенности мужчин в Индии и Пакистане

Учитывая особенности культуры, опытная сваха поможет женщине освоить все секреты. Она поможет каждой девушке найти человека, который будет идеально подходить именно ей. Что касается пакистанцев, то можно выделить ряд общих особенностей, которые характеризуют их как индийских (пакистанских) мужчин, а именно:

Почитают Коран и законы Ислама.
уважают и любят родителей, как собственных, так и родителей жены.
мужчины из Индии и Пакистана любят детей и из-за них готовы не спать ночами;
любят готовить и любят вкусно поесть;
не жадны. Мужчины из Индии и Пакистана даже в какой-то степени напоминают "открытую русскую душу", полностью отличаясь от холодных расчетливых европейцев, которые привыкли экономить каждый цент. В то же время люди в Индии бережливы в случае, если хотят собрать денег на что-то очень важное;

Всю эту и другую информацию вы узнаете от свахи, которая познакомит вас с идеальным мужчиной, готовым разделить любовь и хлопоты.

Если ваш выбор пал на иностранца, но у вас остались вопросы, личная помощь свахи окажется актуальной. Совершая выбор, способный изменить всю вашу жизнь, не забудьте посоветоваться с опытным человеком, призвание которого строить любовь.

У Пакистана богатая история. В ней смешались разные традиции. Обычно граждане страны исповедуют именно ислам, который играет огромнейшую роль в политической и общественной жизни. Практически вся жизнь их пронизана мусульманскими обычаями. Все начинается еще с рождения и продолжается до смерти. Даже в поведении людей и в их привычках отражены эти традиции. На основе шариата построенные законы страны. Коран – основополагающая точка всех отношений в обществе.

Исламские ценности доминируют в системе образования. «Пакистанский ислам» терпим к проявлению инакомыслию. Светские традиции очень сильны в жизни государства.

Местные граждане – это очень религиозный народ. Везде можно встретить молящихся людей. Соблюдаются беспрекословно требования ислама всеми гражданами государства.

Здесь не особо могут принимать гостей, но местный народ достаточно приветлив к иностранцам. Пакистанцы всегда хорошо относятся к тем, кто не нарушает их традиции и обычаи, они снисходительно относятся к чужим ошибкам, поэтому здесь нетрудно соблюдать правила приличия, если вас пригласят в чей-то дом. Нежелательно как отказываться от приглашения, так и вносить свою лепту в намеченный банкет, проще преподнести хозяевам дома небольшие презенты – цветы, сладости, табак, сувениры. Ни в коем случае не приносите спиртные напитки.

Граждане страны обладают достаточно сложным кодексом правил поведения. В стране, как вы понимаете, есть и «табу». Сейчас перечислим их:

  • нельзя на людей направлять подошвы (даже если вам нужно разуться, обувь необходимо сложить подошва к подошве и положить в специально отведенное для этого место);
  • левой рукой нельзя подавать и принимать что-то (она используется только для личной гигиены). Особенно это правило относится к еде. До и после приема пищи обязательно нужно помыть руки;
  • запрещено прикасаться к голове человека (особенно ребенка);
  • нельзя входить в женскую часть дома;
  • и другие.

Здороваются в этой стране точно так же, как и в Европе, только правой рукой. Поцелуи и объятья допустимы лишь с близкими.

В стране очень уважительно относятся к старшим, к ним же приходят советоваться по серьезным вопросам. Кстати, пожилые люди очень часто проживают совместно со своими детьми.

Важные события отмечаются в кругу семьи с друзьями и близкими. Как правило, браки устраиваются по родственному типу либо же в пределах одной общины.

В этой стране считают, что дети – это подарки Аллаха. Поэтому к ним относятся очень трепетно (хотя сыновей балуют больше, чем дочерей).

Весьма своеобразное положение женщин в обществе. С одной стороны, Пакистан – это «европеизированная» страна исламского мира, здесь девушкам доступно и образование, и общественная жизнь, и даже политика. С другой стороны, в пределах семьи ее статус определяется ценностями и традициями ислама.

Редко в этой стране можно встретить девушку в парандже. «Чадр» - это большое покрывало, его используют только для посещения мечетей и прочих культовых мест, а в виде накидок-платков всегда его носят.

«Шальвар-камиз» - такую одежду надевают представители обоих полов. Это такие платья, состоящие из свободных штанишек, которые слегка присобраны на лодыжках и талии, и рубашки (она называется «камиз»). Отметим, что одежда девушек более красочная, к тому же она дополнена пестрыми платками или длинным шарфом. Кстати, в каждой пакистанской традиции вышеописанный наряд имеет свои какие-то особенности.

Девушки особое внимание уделяют украшениям, особенно браслетам «чурийя». У незамужних они из стекла либо же пластмассы, а у замужних – из золота, кстати, их качество и форма указывает на уровень состоятельности их владелицы. Кроме этого, в стране есть подвески и кольца «нат», а также серьги «джумке» (они достаточно массивные). «Кхусса» - туфли, сделанные из кожи, с загнутым носком вверх. Они являются традиционной обувью.

Приемлемая для иностранцев одежда должна быть достаточно закрытой. К примеру, штаны и рубашка либо же свитер. Девушкам лучше не носить мини-юбки, все тело (помимо лодыжек и ступней) должно быть закрыто, а голова - покрыта платком.

Курение почти во всех в общественных местах запрещено, перед тем как захотите выкурить сигаретку, обязательно спрашивайте у присутствующих рядом людей. Отметим, что граждане страны курят немало, но делают это там, где никто не видит.

Мария Могол, 42 года,

инструктор по фитнесу, Хайдарабад, Пакистан

«К необходимости носить платок на улице я отнеслась философски: космонавты на Луне носят же скафандр…»

«Моя Планета» задает вопросы русскоговорящим жителям разных стран мира. В этом материале Мария из Санкт-Петербурга рассказывает, как у нее получилось из бухгалтера переквалифицироваться в инструктора по фитнесу и как устроена жизнь в Пакистане.

В Пакистан мы приехали в 2010-м , «попробовать пожить» на родине мужа. Дочки уже были школьного возраста, 9 и 6 лет, и мы оба не были уверены, получится ли у них освоиться в новой среде.

Обучение здесь проходит на английском и урду. А позже пришлось выучить еще арабский и синдхи — язык провинции, в которой мы живем.

Здесь очень теплые зимы. Хайдарабад находится на юге Пакистана, в провинции Синдх, в трех с половиной часах езды от Карачи и побережья Аравийского моря. В зимние месяцы здесь +25 °С днем и +8-10 °С ночью, а летом дневная температура достигает +45-50 °С.

У пакистанцев шкафы буквально ломятся от одежды. Меня это очень удивляло: ведь тепло же! Но когда мы провели здесь лето, сразу стало понятно — зачем. В жару за день приходится менять три, а то и четыре костюма, перед этим принимая душ, конечно.

Школы летом начинают работать раньше, с 7:30 (обычный график: 8:00-13:00). Клерки трудятся по обычному для всего мира графику. А вот частные лавочки открываются только после двух часов дня — правда, и работают допоздна. Спасаемся кондиционерами и вентиляторами. Даже в открытых ресторанах стоят такие.

Пляжный отдых как таковой отсутствует. Поездка на побережье по-пакистански (если вдруг такое чудо случится) — это вилла с бассейном и индивидуальным выходом к морю. Но купаться можно только в одежде. Вода в море очень соленая, так что удовольствия немного. Загорать тоже не принято: считается, что чем светлее кожа, тем красивее. К стандартным пляжным развлечениям относится катание по берегу на верблюде и всякий стрит-фуд: жареные крабы и прочие морепродукты.

Хайдарабад — не туристический город, хотя и третий по величине в Пакистане и здесь есть на что посмотреть. В старой части города расположен Шахи-базар (Королевский базар), один из самых больших в Азии. И еще наш город славится на весь Пакистан своими браслетами, сделанными из стекла.

Сначала нам непривычно было все: климат, архитектура: одно-двухэтажные дома-коттеджи, узкие улочки, не отличающиеся особой чистотой. Не хватало пространства, зелени.

Здесь очень гостеприимный народ. Любят угощать, любят ходить в гости и принимать гостей, причем в любое время суток встречают с улыбкой.

Согласно исламу, гости — ангелы в нашем доме. Посещая нас, они наполняют дом светом, а уходя, уносят из дома отрицательную энергию. В Пакистане в гости ходят не по приглашению, а просто так. И даже если вы неожиданно нагрянули с визитом, а хозяева собрались уходить по своим делам, то дела будут отложены, а вас непременно угостят чаем с молоком. Поэтому пакистанцы очень удивляются тому, что мы в России так редко встречаемся с друзьями и родственниками и обязательно «зовем» в гости.

Традиционно пакистанцы живут одной большой семьей, молодые — со старшими. Появление невестки в семье — большое событие. А если она иностранка — это вообще экзотика. Все внимание на нее. Как себя покажет? Что умеет? Как поладит со всеми? Если это старшая невестка (жена старшего из братьев), то как она поведет хозяйство? Доверит ли ей свекровь это дело? Семейная иерархия в Пакистане — это очень серьезно. Для каждого члена семьи есть свои специальные названия, в которых отражается старшинство. Младшие неукоснительно подчиняются старшим. У нас так же было, правда, сейчас живем по-европейски, отдельно, и не в доме, а в квартире.

В парандже здесь никто не ходит. В крупных городах большинство женщин одеваются почти по-европейски. Если женщина без платка на голове и в относительно открытой одежде, конечно же, это не особо приветствуется, но никаких общественных запретов по этому поводу нет. Все зависит от традиций конкретной семьи.

/www.moya-planeta.ru/templates/images/a_styles/blockquote_2.png" target="_blank">https://www.moya-planeta.ru/templates/images/a_styles/blockquote_2.png); line-height: 30px; letter-spacing: 0.05em; background-position: left top 50px; background-repeat: no-repeat no-repeat;">

О спорте пакистанские женщины не имеют никакого представления. В большинстве школ нет даже уроков физкультуры. Мальчишки хотя бы в крикет играют, а у девочек и того нет

Но все-таки это мир мужчин. На улицах их 90%. На рынке или в магазинах и продавцы, и покупатели — только мужчины. И если тебе нужно нижнее белье купить, то за покупками отправляется муж. Правда, в последнее время в супермаркетах стали появляться специальные отделы, куда вход только для женщин.

К необходимости носить платок на улице я отнеслась философски: космонавты на Луне носят же скафандр… Без него там никак. Вот и в Пакистане без платка на голове тоже никак.

Никаких «корочек» инструктора по фитнесу у меня нет. В Питере много лет ходила на шейпинг, аэробику, степ, в бассейн… Вот и все обучение. В Пакистане просто зашла в ближайший к дому салон красоты и предложила свои услуги. Как-то криво-косо объяснила, что I can make fitness for women... А они мне: йес!

На фитнес приходят похудеть. Причем срочно. Лучше всего, если за пару занятий: «Помогите! Замуж через неделю выхожу! Срочно меня худейте!!!» Но большинство, как и я сама, приходят больше ради общения, так как занятия групповые.

Как-то рассказала клиенткам о том, что на завтрак варю овсяную кашу. Они выпросили у меня рецепт, а потом еще полгода спрашивали, почему у них каша не получается.

В сауне после фитнеса все девчонки в одежде сидят. Я раньше не понимала, почему они всегда одетые, а сейчас, наоборот, мне кажется, что они правы. Зачем свою наготу всем демонстрировать?! Недавно зашла одна клиентка и ужаснулась: «У вас тут голые!» А это я была в футболке без рукавов…

О спорте пакистанские женщины не имеют никакого представления. В большинстве школ нет даже уроков физкультуры. Мальчишки хотя бы в крикет играют, а у девочек и того нет.

В школе один раз в год проводится спорт-дей. Это нечто среднее между карнавалом, парадом и веселыми стартами. Причем участие в нем платное, так что не все даже могут себе позволить этот спорт-дей.

Kean Eng Chan

В нашей школе обучение совместное, но мальчики и девочки сидят в разных классах. Правда, есть несколько общих предметов: компьютеры или химия, например. Но есть и такие школы, где мальчики и девочки учатся вместе. К нашим дочкам, конечно, у всех особенный интерес, даже у учителей. Интересуются, как учатся в России, какие школы, какая мода.

Мечта любого пакистанского родителя — чтобы дочь стала врачом. Популярна профессия учителя. Дикторы и телевизионные ведущие тоже часто женщины. Многие работают на дому: дают кулинарные мастер-классы, шьют на заказ, открывают свои маленькие «салоны красоты»… Выделяют одну комнату для этого и работают. Здесь полно курсов дизайна, компьютерной грамотности. Очень развито репетиторство. В общем, не надо думать, что женщина в Пакистане — это такое забитое существо, которое ничего не видит, ничего не знает и не может... Было бы желание, как говорится.

Пакистан — страна контрастов. Роскошь и бедность существуют рядом. Кто-то на Pajero гоняет, а рядом ослики в упряжке перевозят мебель.

Труднее всего было принять стиль жизни без гонки и спешки. Здесь у женщин больше домашних дел, приходится много времени проводить на кухне. Для меня это не в тягость, люблю готовить.

/www.moya-planeta.ru/templates/images/a_styles/blockquote_2.png" target="_blank">https://www.moya-planeta.ru/templates/images/a_styles/blockquote_2.png); line-height: 30px; letter-spacing: 0.05em; background-position: left top 50px; background-repeat: no-repeat no-repeat;">

Я скучаю по черному кофе, ароматному чаю. И еще по зелени за окном

Насчет диеты здесь никто не парится. Кухня такая же, как в Индии: острая жирная еда, приправленная соусами. Но вкусная! Мне очень нравятся плов бирьяни и куриные тефтельки в белом соусе. Ну и, конечно, овощи во всем их многообразии. Здесь одних огурцов три вида, два вида шпината, баклажаны обычные и белые, кабачков тоже три-четыре вида.

Один из главных недостатков принадлежности к такой однородной нации, как наша, состоит в том, что крайне редко удается услышать альтернативную точку зрения на историю, религию, культуру и общество в целом. Тех, кто пытается выступить с мнением, хоть как-то отличающимся от общепринятого, немедленно клеймят иностранными агентами, еретиками или, того хуже, предателями.

Я составил список из десяти вещей, которые лучше не говорить обычному пакистанцу:

1. Америку и Израиль нельзя винить во всех бедах исламского мира в целом и Пакистана в частности. Родившись в стране, которая буквально до начала 90-х была в самых теплых дружеских отношениях с американцами, наша молодежь проявляет удивительную способность валить все проблемы нации именно на американскую внешнюю политику. Правые политики только и делают, что сочиняют оптимистичные басни про то, что мы прекрасный, мирный народ, который толкают в пропасть сионисты и кафиры (неверные).

2. Мы живем в превосходной стране, в которой вроде бы образованные люди типа Аамира Лиаката (Aamir Liaquat; известный пакистанский политик и телеведущий - прим.ИноСМИ ) сначала сахарным голосом рассказывают, что ислам - самая миролюбивая религия в мире, а тут же за этим произносят речи, полные ненависти к ахмадитам (исламская секта, в Пакистане подвергается преследованиям - прим.ИноСМИ ). Если вы действительно хотите, чтобы ислам уважали, отмените архаичные и дискриминационные законы вроде наказания за богохульство и декрета Худуд (Hudood Ordinance, «Уложение о наказаниях», предусматривающее жестокие наказания за, в частности, супружескую измену, под которое попало немало жертв изнасилования - прим.ИноСМИ ). Ученые типа Гамиди (Javed Ahmad Ghamidi; пакистанский богослов - прим.ИноСМИ ) немало раз доказывали, что понятию «богохульство» нет места в истинной исламской юриспруденции (сам Гамиди, разумеется, давно скрывается в Малайзии, опасаясь за свою жизнь - превосходный пример того, как мы относимся к носителям мнения, отличного от общепринятого).

3. В бастионе ислама, созданного нашими муллами, постоянно нарушаются права разнообразных меньшинств. При этом мы почему-то все свято верим, что Пакистан к своим меньшинствам относится благородно. Попробуйте только заикнуться о бедах, с которыми сталкиваются представители меньшинств, начиная от ущемления их прав в конституции до учебников - и вы тут же станете врагом Пакистана.

4. Женщины могут встречаться и выходить замуж за любого, кто им понравится, и это относится и к вашим родственницам (последнее особенно взбесит вашего собеседника). Почему-то 20-летний юноша, идущий на свидание, не считает, что у его сестры есть право заняться тем же самым. Этой логике следуют и старшие члены семьи, в патриархальном сознании которых убийство собственной дочери принесет семье меньше позора, чем если бы та же дочь пошла на свидание или вышла замуж по собственной воле.

5. Армия в той же, если не большей, мере виновна в бедах страны, что и политики. Хотя в последнее время можно было наблюдать небольшие изменения в пакистанском менталитете, и военные наконец стали получать и свою порцию заслуженной критики, в глазах обычного пакистанца армия до сих пор безраздельно олицетворяет национальную гордость и все прочее.

6. В списке жизненно необходимых вещей честь явно стоит ниже питания. Мы - нация, настолько одержимая национальной гордостью, что забываем тот простой факт, что некоторым странам, вынужденным обращаться за иностранной помощью, не стоит слишком громко выступать, даже если у них есть ядерное оружие и Заид Хамид (Zaid Hamid; пакистанский политолог, заявивший, что теракты 2008 года в Мумбаи устроила сама Индия при поддержке ЦРУ и Моссада для дестабилизации обстановки в Пакистане - прим.ИноСМИ ).

7. Вы можете сколько угодно ненавидеть лично Зардари (Asif Ali Zardari; нынешний президент Пакистана, обвиненный в масштабной коррупции - прим.ИноСМИ ), но мы - нация, коррумпированная до мозга костей. Живя в нашем идеальном мире, который создали Ансар Аббаси (Ansar Abbasi; известный пакистанский журналист, занимающийся громкими политическими расследованиями - прим.ИноСМИ ) и Шахид Масуд (Shahid Masood; известный пакистанский телеведущий и политолог - прим.ИноСМИ ), мы переносим все свои недостатки на одного-единственного человека и его партию, но отказываемся посмотреть жестокой реальности в лицо. Мы погрязли в коррупции задолго до прихода Зардари, и не избавимся от нее еще долго после его ухода.

8. Наша культура и традиции имеют куда больше общего с Индией, особенно ее северными областями, чем с пуританским течением ислама, который активнейшим образом насаждается у нас последние три десятилетия. По какой-то странной причине людям куда приятнее говорить себе, что их предки были арабами, чем признать, что их прадеды никогда не покидали субконтинент и отказались в пользу ислама от одного из местных верований.

9. Каждый человек или организация, которая говорит о плюрализме мнений, мире в регионе, правах женщин и светском государстве, не спонсируется Соединенными Штатами и не преследует некую тайную цель. Люди типа Марви Сирмед (Marvi Sirmed; пакистанская журналистка и правозащитница - прим.ИноСМИ ) или доктора Худбоя (Pervez Hoodbhoy; пакистанский ядерный физик, эколог и общественный активист - прим.ИноСМИ ), несмотря на все их интеллектуальное превосходство и рациональные аргументы, подвергаются нападкам со стороны защитников национальной гордости, которые постоянно клеймят их как шпионов и иностранных агентов.

10. Теократия - не что иное, как тираническая власть духовенства, а единственная приемлемая для современного государства форма правления - демократия, верховенство конституции и разделение полномочий между различными ветвями власти. Это, опять таки, бесит Наполоеонов Гулов (Hameed Napoleon Gul; генерал пакистанской армии - прим.ИноСМИ ) и Али Азматов (Ali Azmat; лидер пакистанской рок-группы Junoon, в последнее время придерживающийся консервативных взглядов - прим.ИноСМИ ), которые спят и видят, как они избавят мир от зла демократии и установят международный халифат.

P.S. Думаете, я шучу? Подождите, сейчас комментаторы подтянутся…

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Хотя Пакистан - молодая нация, однако она имеет древнюю историю. Здесь смешались воедино очень разные и самобытные исламские, буддийские и индуистские традиции, элементы культурной и социальной организации, истоки которых имеют возраст более пяти тысяч лет. В большинстве своем пакистанцы исповедуют ислам, играющий огромную роль в общественной и политической жизни страны. Фактически мусульманские традиции пронизывают всю жизнь пакистанца начиная с его рождения и до кончины, что явным образом отражается и в привычках, и в поведении людей. Даже законы государства построены на базисе шариата, а основополагающей точкой всех общественных отношений является Коран. Образовательная система основывается на доминанте исламских ценностей, где теология является главной дисциплиной наряду с академическими предметами и языками. В городах и крупных населенных пунктах немало специализированных школ, однако поступление в них возможно только после окончания средней школы (первичное образование не является обязательным, хотя уровень образования очень ценится в местном обществе). Однако "пакистанская версия" ислама несколько более терпима к проявлениям инакомыслия, а в жизни самой страны очень сильны и светские традиции.

Близкий к хинди урду - официальный язык Пакистана (письменность на основе арабской графики), однако в повседневной жизни широко используются также хинди, пенджаби, белуджи, пушту, пакту, фарси и другие восточные языки. Английский понимает более 20% населения городов, в первую очередь образованные слои общества, в провинции он почти не используется, однако все вывески и дорожные указатели зачастую дублируются по-английски. Английский язык также используется в торговле, туризме, деловой и правительственной переписке.

Пакистанцы - очень религиозный народ. Повсеместно можно видеть молящихся людей, некоторые водители даже останавливаются прямо на маршруте, выходят из машины и вместе с пассажирами совершают намаз (это относится даже к поездам). Требования канонов ислама соблюдаются неукоснительно, начиная с графика молитв или обязательного для каждого мусульманина отчисления специализированных налогов и заканчивая обычным для этой страны гостеприимством. Умение встретить и принять гостя, даже если собственный дом не блещет достатком, здесь ценится и как искусство, и как важный социальный фактор. При этом, в отличие от многих своих соседей по региону, пакистанцы приветливы ко всем иностранцам без исключения, и традиционная политизированность местного общества здесь совсем не прослеживается. Пакистанцы очень добродушны к тем, кто не нарушает их обычаев и традиций, вполне снисходительны к чужим ошибкам, поэтому здесь достаточно просто соблюсти все приличия в случае приглашения. Отказываться от приглашения или предлагать внести свою лепту (продовольствием или деньгами) в намечающийся банкет не рекомендуется - проще предложить небольшие презенты хозяевам дома - цветы, сладости, табак или сувениры (ни в коем случае не алкоголь!).

Подобно другим народам Азии, пакистанцы обладают сложным кодексом правил поведения, главенствуют среди которых понятия социального статуса, репутации рода (или клана) и уровень достатка. Причем это относится не только к мусульманам страны, но в большинстве случаев прижилось и среди индуистов, и среди христиан. Из культуры индуизма взамен пришло довольно строгое деление на классы (своеобразный пережиток кастовой системы), в пределах которых есть достаточно тонкая и малопонятная иностранцу социальная иерархия. Племенная система в Белуджистане и Пенджабе очень сильна и является мощным политическим фактором в жизни всей страны, а временные или постоянные племенные объединения заменяют здесь политические партии (часто члены одной партии или фракции являются членами одного клана или племени, хотя официально это не подчеркивается).

Из жестких местных "табу" следует строго учитывать традиционные для многих стран исламского мира правила: нельзя проходить перед молящимся человеком, нельзя направлять подошвы ног на других людей (даже при посещении дома или мечети, когда необходимо разуться, следует сложить обувь подошвой к подошве и положить в специально отведенное для этого место), не стоит принимать или подавать что-либо левой рукой (она используется для личной гигиены) и особенно - брать ею пищу, перед едой и после неё обязательно омовение рук, нельзя касаться головы человека (особенно ребенка, да и просто прикасаться к другим людям не рекомендуется), нельзя входить на женскую половину дома и так далее. Здороваться принято вполне по-европейски, но опять же - только правой рукой (между хорошо знакомыми людьми вполне допустимы объятия и поцелуи, нередко можно встретить мужчин, которые идут по улице держась за руки - между друзьями это вполне допустимо). Отдельное внимание следует обращать на жестикуляцию - подобно многим жителям ближневосточных и арабских стран, пакистанцы используют в общении сложную систему жестов, при этом многие наши обыденные движения вполне могут оказаться оскорбительными по местным понятиям.

Важное место в местном этикете занимает уважение к старшим. Со старейшим из мужчин советуются по каждому серьезному вопросу, затрагивающему семейные интересы, и его мнение учитывается наравне с такими уважаемыми людьми, как мулла или кади. Пожилые люди часто живут вместе со своими детьми и пользуются непререкаемым авторитетом, причем как мужчины, так и женщины. Все важные события в жизни семейства отмечаются обязательно всей семьей, зачастую со всеми родственниками и друзьями, причем соответствие праздничного этикета традициям, что очень важно, определяют именно старейшины. Браки обычно устраиваются по родственному типу или в пределах одной общины (клана). Дети считаются подарками Аллаха, и потому отношение к ним самое трепетное (однако сыновей балуют явно больше, чем дочерей, поскольку последние при замужестве потребуют большого приданого, что заставляет родителей надолго залезать в долги).

Положение женщин в местном обществе довольно своеобразное. С одной стороны, Пакистан является одной из наиболее "европеизированных" стран исламского мира, где женщины имеют широкий доступ как к общественной жизни и образованию, так и к политике (достаточно сказать, что это единственное государство мусульманского мира, где женщина долгое время даже руководила страной). Однако в пределах семьи или общины статус женщины определяется традициями и ценностями ислама, которые в этом аспекте необычайно сильны. Во многих южных районах, где велико влияние индуизма, положение женщин мало в чем отличается от стран Юго-Восточной Азии, в то же время в горных районах северных и северо-западных провинций нормы заметно более строгие.

Паранджа здесь является относительно редким предметом женского гардероба. Большое покрывало называют "чадр" и используют для посещения мечетей и других культовых мест, хотя в виде красочных накидок-платков "дупатта" и "чаддар" её варианты используются повсеместно (украшение таких накидок - отдельная ветвь местного декоративно-прикладного искусства). И мужчины и женщины носят "шальвар-камиз" - национальное платье, представляющее собой собранные на лодыжках и талии свободные штаны ("шальвар") в сочетании с длинной рубашкой ("камиз"), однако женская одежда более красочна и обязательно дополняется все теми же платками или длинным шарфом. Причем в каждой из пакистанских провинций "шальвар-камиз" имеет свои особенности: на северо-западе чаще носят "фрак" (длинное приталенное платье и широкая юбка-брюки), в Белуджистане "шальвар" заметно длиннее и очень широки (здесь их называют "гарара"), в Синде вместо "шальвар" используется широкая юбка, а рубашка имеет короткий рукав. В Пенджабе вместо "шальвар" женщины обычно носят свободную накидку "лунги", похожую на саронг, а мужчины - юбку "дхоти", свободный жакет и тюрбан "пугри". В праздничных случаях женщины одевают разноцветные сари, "гхарар" (более свободный аналог "шальвар"), а мужчины дополняют свою одежду вышитой жилеткой и тюрбаном или надевают одежду европейского фасона. Женщины особое внимание придают украшениям, в первую очередь браслетам "чурийя" (у незамужних девушек они из пластмассы и стекла, у замужних - золотые, причем их количество, качество и форма указывают на степень состоятельности их обладательницы), кольцам и подвескам "нат", а также массивным серьгам "джумке". Традиционной обувью считается "кхусса" - кожаные туфли с загнутым вверх носком.

В большинстве случаев для туриста приемлемым считается закрытая достаточно неофициальная одежда, вплоть до джинсов и рубашки с длинным рукавом или свитера. Женщинам рекомендуется избегать ношения коротких юбок и платьев с коротким рукавом. При посещении культовых мест все тело, кроме ступней ног и лодыжек, должно быть закрыто, женщинам обязателен платок на голову.

Как и во многих других странах региона, вместо туалетной бумаги используется местный аналог биде или просто кувшин с водой. Все естественные надобности местные мужчины отправляют сидя, причем зачастую для этих целей используется любое мало-мальски закрытое место: городские канавы, тротуары, пустыри, обочины дорог и т.д. (централизованная система канализации есть только в крупных городах, да и то не везде). Купаться принято только в проточной воде, поэтому ванн практически нигде нет.

Курение запрещено в большинстве общественных мест, поэтому принято вежливо спрашивать разрешение перед тем, как закурить в присутствии других людей. При этом сами пакистанцы курят достаточно много, но стараются делать это вне пределов зрения.