Детские творческие проекты по народной кукле. Проект: «Кукла – народная игрушка. Изготовление туловища, головы и ног

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1430

Проект на тему:

«Волшебный мир тряпичной куклы»

Москва, 2011 г.

Руководитель проекта:

Исаева Юлия Владимировна - учитель начальных классов ГОУ Центр образования 1430 г. Москвы, классный руководитель 4 «Б» класса.

Актуальность тематики:

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.

В отсутствие в древности технологий сохранения больших объемов информации бесценным источником знаний о русской культуре является фольклор во всем разнообразии его жанров и проявлений. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является тряпичная кукла. Сначала она заинтересовала меня как игрушка, потом простой интерес перерос в серьезное увлечение, возможно, дело всей жизни. У меня появилось желание отвлечь друзей от импортных машинок, а подруг от Барби и открыть для них волшебный мир тряпичной куклы.

А с учетом направлений развития общественного интереса к русскому фольклорному искусству, я не чувствую, что тема моего проекта «оторвана от жизни». Я убедилась, что собранная мной информация востребована и актуальна! И я полна решимости донести ее до как можно большего числа моих сверстников.

Проблематика проекта:

Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, мои сверстники не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, подтолкнет сверстников к изготовлению их своими руками, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков.

Цель проекта:

Изучить тряпичную куклу, как важную составляющую культуры русского деревенского быта и развить интерес к теме проекта среди ровесников.

Задачи проекта:

1. Собрать информацию о роли и месте тряпичной куклы в крестьянском быту.

2. Изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов кукол.

3. Организовать и провести мероприятия, направленные на привлечение внимания к тематике проекта, на рост популярности тряпичной куклы, побудить сверстников прочитать представленные в ходе презентации проекта книги, найти другие издания на эту же тему.

4. Определить дальнейшие направления изучения тряпичной куклы, как важной составляющей культуры русского деревенского быта.

Этапы работы:

I этап – подготовительный: определение направлений работы, изучение и оценка различных видов источников информации для проекта;

II этап – исследовательский: поиск накопление и систематизация информации о тряпичной кукле, осознание ее места в русской культуре;

III этап – творческий: изучение и изготовление различных видов кукол, создание информационного стенда и подготовка презентации проекта;

IV этап – защита проекта;

V этап – определение путей дальнейшего развития проекта.

Определение темы проекта

Март 2010 г.

Постановка целей и задач работы

Март 2010 г. – апрель 2010 г.

Изучение специальной литературы, поиск других источников информации

Май 2010 г. – август 2010 г.

Изучение и изготовление различных видов кукол

Май 2010 г. – сентябрь 2010 г.

Подготовка стенда и презентации проекта

Сентябрь 2010 г. – ноябрь 2010 г.

Проведение творческого занятия, посвященного тряпичной кукле, и изготовление кукол с одноклас-сниками

Ноябрь 2010 г.

Продолжение работы по изго-товлению кукол и оформлению стенда.

Декабрь 2010 г. – Март 2011 г.

Создание раздаточного комплекта с инструкцией по самостоятельному изготовлению куклы-зайчика

Март 2011 г. – Апрель 2011 г.

Защита проекта на школьном конкурсе

Апрель 2011 г.

Определение дальнейших направле-ний развития проекта

Апрель 2011 г. – Май 2011 г.

Путешествия по России в поисках тематических выставок, пополнение кукольной коллекции

Июнь 2011 г. – август 2011 г.

Представление проекта моим друзьям по летнему отдыху

Август 2011 г.

С использованием собранного материала подготовлено и неоднократно проведено творческое мероприятие, включающее демонстрацию красочного стенда, увлекательный рассказ, самостоятельное изготовление сверстниками куклы из раздаточного материала под руководством автора проекта и презентацию тематических изданий.

Практическое использование:

Для проведения творческих мероприятий.

Введение;

Часть I. Возникновение и развитие моего интереса к изучению тряпичной куклы;

Часть II. Роль и значение кукол в жизни русского народа;

Часть III. Организация и проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания к тематике проекта;

Часть IV. Определение дальнейших направлений изучения тряпичной куклы, как важной составляющей культуры русского деревенского быта;

3аключение;

Список использованной литературы;

Приложение.

Введение

Как и все дети я люблю играть! А что за игры без друзей? Но иногда мне хочется подумать в одиночестве, почитать, поиграть самой с собой, взять те игрушки, которые не подходят для большой компании.

Больше всего я люблю мягкие куклы, а также что-то маленькое, привлекательное и трогательное. И однажды в моей голове появился вопрос: почему какие-то вещи мне хочется использовать для игры, а какие-то не вызывают во мне никакого интереса? Я впервые задумалась об истории возникновения игрушек. Прежде всего, меня интересовали, конечно же, куклы.

Вспомните начало русской народной сказки «Василиса Прекрасная»:

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

Слушай, Василисуш-ка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Вот и на примере этой сказки мы видим, насколько серьезным было отношение людей к куклам. Ведь мать, умирая, оставила дочке вместо себя не простую игрушку, а помощницу, советчицу и охранительницу – волшебную куклу. И в сказке куколка отлично справляется с матушкиным поручением: она помогает Василисе делом, советом и оберегает ее своей любовью. Да и девочка не забывает о своей помощнице, бережет ее, кормит, оставляя ей самые лакомые кусочки.

В сюжете сказки находит отражение особое отношение людей к куклам. Описываются мистические свойства игрушки. Фактически умирающая женщина вложила в куколку частичку своей материнской любви, заботы и внимания, которые каждая мать хочет подарить своему ребенку. Трудно подобрать более яркую иллюстрацию важности той роли, которую куклы играли в жизни русских людей!

Часть I . Развитие моего интереса к изучению тряпичной куклы

Вся семья знала о возникшем у меня интересе, и мы с родителями поехали в Сергиев посад в музей игрушек. К сожалению, а может и к счастью, в этот день мы попали совсем в другое место – в музей Каретный двор, где одна из экспозиций была посвящена крестьянскому быту.

На этой выставке мы встретились с замечательным художником-кукольником Марией Дмитриевой, которая рассказала нам много интересного из истории возникновения тряпичной игрушки, показала свои работы, которые сразу покорили меня, и подарила первую куколку, которая появилась в нашем доме. Я обратила внимание на необычный вид авторских игрушек Марии, отметила, что они сделаны из старых лоскутков. Это придавало куклам особое очарование, хотелось взять их в руки и не выпускать. Я задавала Марии вопросы, а она терпеливо отвечала на них, рассказывала кукольные истории, описывала свои путешествия по стране, во время которых она изучала кукол, перенимала опыт у старых мастеров.


В этот день мы также стали обладателями чудесной книги «Русская тряпичная кукла», которую написали Галина и Мария Дайн. Мария Дмитриева, видя мой интерес к ее изделиям, сделала в книге на страничке, где представлена ее кукла, памятную запись для меня и моей сестры Веры. Позже я узнала, что Галина и Мария Дайн – знаменитые кукольные мастера. Их куклы, тематические статьи и книги получили широкую известность во многом благодаря тому, что в своей работе они придерживались старинных технологий изготовления игрушек.

Дома я не выпускала новую книгу из рук и почти сразу попыталась создать свою куклу. Познакомьтесь: вот она – моя первая красавица, игрушка, которую я сделала своим руками без помощи взрослых. И пусть все ее недостатки, что называется, «налицо», а точнее – на лице, она мне очень дорога, и мы бережно сохраняем ее в своей кукольной коллекции.

Часть II . Роль и значение кукол в жизни русского народа

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, часто без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

Изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Обычно они висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

В крестьянской семье их было много, и все имели свое место. Вот такая кукла, например, дарилась с пожеланиями довольства и плодородия. Она называется «зернушка», и внутрь нее насыпали крупу или зерно. При изготовлении такой куклы не использовались иголка, ножницы и другие острые инструменты, а во время работы у мастерицы в голове должны были быть только светлые и добрые мысли.

А внутрь такой куклы зашивали хмель и клали ее у подушки для сладкого сна. Она называлась «травница».

При изготовлении этих кукол мы с мамой попытались соблюсти старинные традиции, и для наполнения туловищ использовали гречку и сушеный хмель.

Наша семья часто путешествует, и я все чаще стала обращать внимание, что в своем интересе к тряпичным куклам я не одинока. Во многих областях нашей большой страны существуют кукольные мастера, свои традиции изготовления кукол и свои выставки, посвященные этой теме.

Вот эту куклу мы привезли из города Кириллова,

эту малютку ростом всего пять сантиметров - из Вологды,

а эту – с Соловецкого архипелага.

Интересно, что последняя кукла мужского пола. А ведь в деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Мне лично идея сделать кукольную пару кажется привлекательной, и в ближайшее время я планирую сделать мужика, бабу, и, возможно, деток. С кукольной семьей можно придумать гораздо больше игр, чем с одной куклой.

Когда у меня появилась вторая книга о куклах - «Кукольный сундучок» Елены Берстеневой и Наталии Догаевой, в которой подробно описаны схемы изготовления нескольких видов кукол, я определила для себя «любимую куклу».

Это игрушка – зайчик, не слишком сложная, но очень трогательная. Особенно привлекательным мне показалось то, что для изготовления такой куклы мерку снимали с ладошки малыша. Тогда зайчик плотно «садился» на пальчик ребенка. И пока ушастая нянька развлекала малыша, мама могла заниматься своими делами.

Кстати, посмотрите, каких разных кукол можно сделать на основе зайчика. Нужно только немного пофантазировать.

Часть III . Организация и проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания к тематике проекта


Именно на этой стадии работы над проектом у меня появилось желание рассказать о своем увлечении друзьям. И мы всей семьей приступили к созданию стенда, который получился похожим на сказочный домик с окошками. Но ведь так и должен выглядеть «ларчик» с куклами!

С особой гордостью я разместила на стенде фотографии кукол, изго-товленных настоящим ку-кольным мастером, автором книги «Кукольный сунду-чок», Наталией Догаевой, с которой я познакомилась гораздо позже, чем с ее чудесным произведением. Как-то рассматривая схему изготовления одной куколки на интернет-сайте www.сайт, я увидела обложку знакомой книги и очень обрадовалась.

Одним из создателей сайта как раз и оказалась Наталия Догаева. Без особой надежды на ответ мы с мамой отправили ей письмо, в котором рассказали о моем увлечении и работе над проектом. И когда пришел ответ, к которому прилагались фотографии, нашему счастью не было конца!!! Куклы Наталии – это чудо, и мне хотелось бы со временем научиться создавать такие же шедевры!

Осенью 2010 года я представила свой проект одноклассникам. Ребята с большим интересом отнеслись к моему рассказу, а потом под моим ру-ководством сделали своих кукол-зайчиков.


На стенде наглядно представлена схема изготовления зайчика, но мне пришлось потрудиться, прежде чем у каждого получилась аккуратная куколка. Все ребята радовались и строили планы по применению игрушки. Кто-то захотел сделать подарок своей маме, кто-то решил повесить зайку на новогоднюю елку, кто-то поставить его на письменный стол. Но больше всего меня порадовали те, кто решил начать собирать свою коллекцию кукол. Значит, мне удалось передать свою любовь к тряпичной кукле другим людям, и скоро у меня появятся единомышленники, с которыми мы будем делиться опытом изготовления игрушек и обмениваться своими творениями.

Для удобства я решила подготовить схему изготовления зайчика в виде отдельной листовки, которую я могла бы раздавать друзьям вместе с набором материалов для изготовления куклы. Такие комплекты востребованы постоянно. Я раздаю их каждый раз, когда представляю проект, или просто когда встречаю заинтересованных людей (приложение 1).

В следующий раз я выступила с проектом на школьном конкурсе. Перед началом мероприятия я волновалась, что тема не будет интересна старшим школьникам. Каково же было мое удивление, когда возле моего стенда с интересом задерживались не только ученики, но и взрослые люди. За несколько часов я подарила более 50 зайчиков. Особенно порадовало меня то, что строгие члены комиссии, оценивающей проекты, присудили мне первое место.

При подготовке стенда я оставила свободной нижнюю откидную часть короба. Сначала мне казалось, что ребята не захотят брать своих зайчиков домой. И я задумала разместить все ненужные игрушки на этом свободном месте. Я представляла проект уже много раз, но никто из моих учеников не расстался со своим зайчиком. Скоро мне придется заполнить пустоту своими куклами! Ведь новинки в коллекции появляются постоянно, и все куклы уже не помещаются в верхней части стенда.

Мой проект показался интересным и моим дачным друзьям, и моим подругам из города Переславль Залесский.

Часть IV . Определение дальнейших направлений изучения тряпичной куклы, как важной составляющей культуры русского быта.

Разновидностей кукол превеликое множество. Одни просты в изготовлении, другие требуют опыта и мастерства. Я начала делать куклы с семи лет, а мои далекие предки в крестьянских семьях, не имея других игрушек, брались за лоскутки гораздо раньше - с младенчества. Пока дети были совсем маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. Но с пяти лет такую игрушку уже могла сделать любая девочка.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Фактически куклы заменяли модные журналы, с их помощью сохранялись лучшие традиции и технологии пошива и украшения одежды. И я стараюсь собрать информацию о русском народном костюме. К счастью сейчас во многих музеях представлены такие изделия. И особенный интерес у меня вызывают действительно старые вещи, пусть ветхие, но хранящие историю владельца. Именно они привлекают, открывают новые направления для изучения. Создать полный костюм мне пока не по силам, и я решила сосредоточиться на деталях. Например, мне всегда нравились такие элементы одежды, как кружевные украшения. В Вологде я узнала, что в старые времена их делали на коклюшках из льняных ниток. В музее Хитрости и смекалки Переславля Залесского мне удалось увидеть древнее приспособление для изготовления льняного волокна. Оказывается, в фотоархиве нашей семьи есть снимок аналогичного устройства, сделанный на остове Кижи в музее Деревянного зодчества. Это определило тему моего следующего проекта: «Русский лен».

Мне интересно все: и способы получения нити, и виды прялок, и плетение кружева. Пока мы с моей тетей вырастили в огороде из семян пучок льна и готовимся сделать из него волокно, пригодное для творчества.

Потом я планирую освоить простые способы плетения кружева на коклюшках. И первым же своим изделием я украшу тряпичную куклу. В древности так и было принято: все, что из рукоделия удавалось девушке лучше всего, можно было увидеть на сделанных ею куклах. Здесь были и кружева, и золотая вышивка, и украшения из бисера, и разноцветные плетеные шнуры, и многое другое. Да и сами устройства для создания льняных изделий сами по себе являются произве-дениями искусства. Вот такими расписными прялками мы любо-вались в музее Ферапонтова монастыря под Вологдой.

Кстати, льняная игрушка интересна сама по себе. Мы привезли из Белозерска чудесную льняную лошадь, которая обладает удивительными свойствами: она приятная на ощупь, теплая и трогательная. Но мне все-таки хотелось бы использовать лен в изготовлении именно тряпичной куклы. Например, сплести из льняных ниток косу лоскутной красавице. Не зря ведь говорили: «льняные волосы». Значит и цвет мне подойдет.

Итак, лен у меня есть, осталось только изготовить из него волокно и приступить к изготовлению новой куклы.

Заключение

Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Думаю в том, что она никогда не бывает холодной, всегда нежная и ласковая. Как вот эти цыплята, которых мы сделали для украшения пасхальных куличей.

Кстати, хорошая мягкая игрушка считается отличным подарком и в наши дни.

Существуют целые мастерские по изготовлению таких игрушек. Вот этого зайчика изготовили мастера кукольного ателье Оксаны Ярмольник. А наши зарубежные гости часто увозят такие игрушки с собой в качестве сувениров вместе с русскими матрешками и валенками.

Сейчас в производстве игрушек используются различные материалы, сложные инструменты и станки. Но русская тряпичная кукла всегда делается руками, поэтому именно она несет в себе заряд тепла и доброты, который вложили в нее умелые руки мастерицы.

Вот эти игрушки я сделала для вас с самыми лучшим пожеланиями и с надеждой, что вас заинтересует волшебный мир тряпичной куклы!

Список использованной литературы:

1. Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.

2. Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.

3. «Василиса Прекрасная. Русская народная сказка», Амфора, 2010 г.

4. Н.В.Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.

5. Энциклопедия детского фольклора «Ладушки», Белый город, 2008 г.

6. Ю.Е. Каштанов, «Русский костюм», Белый город, 2009 г.

Приложение 1

Дорогой друг!

Для изготовления зайчика тебе понадобятся: прямоугольный лоскуток ткани размером с твою ладошку, толстая нитка, ножницы и комок ваты в сжатом состоянии величиной с лесной орех.

1. Сложи ткань пополам по пунктирной линии.

2. Вложи кончик заготовки, прилегающий к линии сгиба, между двумя частями ткани, чтобы получился треугольник. Как можно туже оберни заготовку ниткой 4-5 раз. Получились ушки.

3. Обрежь кончики нитки.

4. Раскрой заготовку и вложи внутрь комок ваты как можно ближе к ушкам. Закрой вату краями ткани.

5. Перетяни заготовку ниткой, чтобы получилась шейка зайца. Поверни заготовку разрезом к себе, расправь и 4-5 раз подверни низ ткани. Получится валик.

6. Переверни заготовку, сложи ее так, чтобы валик оказался на уровне шейки. Перетяни туловище ниткой крест-накрест и по линии пояса.

7. Обрежь кончики нитки, расправь ушки и подверни внутрь края заготовки.

Зайчик готов! Поздравляю с первой куколкой!


Без прошлого нет будущего.

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана

«Детский сад компенсирующего вида №54 «Смородинка»

Проект

«Русская народная тряпичная кукла»

Шаврина Елена Владимировна

старший воспитатель,

Сухарева Светлана Николаевна

воспитатель,

2014-2015 учебный год

Введение:

Без прошлого нет будущего.

Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскута, грудь из туго набитых шариков, коса, наряд из пестрых лоскутков – вот такая кукла. В русских семьях к куклам относились бережно, передавались по наследству. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте, ведь девочка выходила замуж с 12 лет: «молодуха» тайком играла с куклами, а потом они переходили к детям.

Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами. Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценивать как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Актуальность:

Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

Реализуя приоритетное направление детского сада по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, считаю необходимым комплексное использование всех средств эстетического цикла: музыки, рисования, театра, художественной литературы. Поэтому, большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники, выставки народных умельцев и традиции.

В нашем детском саду стало традицией всем коллективом проводить народные праздники, выставки, объединённые названием «Мы гостям хорошим рады!». О празднике в народе говорят: «Всякая душа празднику рада».

Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре?

Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку.

Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.

Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности.

Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Постановка проблемы:

проанализировав уровень знаний детей о ремёслах нашего края, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с народной куклой», который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов – изготовление тряпичной куклы

Основные ориентиры проекта

Срок реализации:

ноябрь – декабрь 2014г .

Участники проекта:

педагоги, родители, воспитанники всех возрастных групп:

Старшая группа №1 - «Колокольчик»;

Подготовительная группа №2 - «Кубышка - Травница»;

Средняя группа №3 – «Пасхальная голубка»;

II младшая группа №4 - «Постригушка», «Пеленашка», «Подарок», «Ангелочек»;

Средняя группа №5 – «Желанница»

Подготовительная группа №6 – «Каркуша», «Зайчик на пальчик», «Стригунушка»

Социальная значимость проекта:

направлен на расширение духовно – нравственного опыта детей дошкольного возраста.

Вид, тип проекта :

творческо – исследовательский, краткосрочный.

Проект построен на основе главных методических принципов:

Учет возрастных особенностей детей;

Доступность материала;

Постепенность его усложнения.

Цель проекта:

  • установить единство работы дошкольного образовательного учреждения и семьи как средство приобщения детей и родителей к проблеме народно – патриотического воспитания ребёнка;
  • создание своей коллекции тряпичной народной куклы в каждой возрастной группе

Задачи проекта:

Познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

Дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

Изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);

Развивать мелкую моторику рук;

Формировать индивидуальные творческие способности детей;

Учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);

Стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

Формы реализации проекта:

Тематические занятия по ознакомлению с окружающим.

Создание в музее ДОУ экспозиции, посвященной истории русской народной тряпичной куклы.

Экскурсии в музей ДОУ.

Занятия по изодеятельности – художественный труд (создание народной тряпичной куклы).

Изготовление кукол детьми совместно с родителями.

Составление и отгадывание загадок.

Презентация проекта: организация выставки «Народная тряпичная кукла», в роли экскурсоводов дети старшего дошкольного возраста

Ожидаемый результат

для педагогов:

повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;

распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях города, и района, в публикациях педагогических журналов.

Для воспитанников:

формирование знаний об истории русской народной тряпичной куклы, материалах, инструментах, необходимых для изготовления разнообразных кукол;

Развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

для родителей:

активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

2.План реализации проекта.


Проект: «Народная кукла»

Светлана Викторовна Лежнина, воспитатель МБДОУ-детский сад №18 “Золушка”, город Верхний Уфалей.

Описание работы: предлагаю Вам проект образовательной деятельности для детей дошкольного учреждения на тему: “Народная кукла”.

Данная работа будет полезной воспитателям старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Проект направлен на приобщение детей к народной культуре, через знакомство c традиционной куклой.

Пояснительная записка

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? В какие игрушки играли? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры?

Во-первых, кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка, обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Она проста, но в этой простоте таится великая тайна. Через кукольный мир дети входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – незримый посредник между миром детства и миром взрослых. Она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создавших ее людей. В них живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. В этом главная ее ценность .
В настоящее время традиционная народная кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному опыту, универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям и духовным ценностям. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети.

- она знакомит с удивительным миром славянской культуры

- являясь частью традиционной детской культуры, несет в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве

- изготовив куклу, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает) т.е. осваивает различные социальные роли

- в процессе игры с ней, дошкольник учится общаться, фантазировать, проявлять милосердие, а главное у детей проявляется эмоциональный контакт с куклой

- воспитание на основе знакомства с народной куклой, дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие качества представления о добре, красоте, любви к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду народных умельцев

- изготовление куклы не требует жесткой системы выкроек и лекал, поэтому единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Безлики, но не безличны. Процесс изготовления приносит радость. Отсутствует понятие неудачи, неправильности

- ребенок осваивает в процессе изготовления куклы приемы работы с разными материалами. Работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности

- в процессе работы развивается мелкая мускулатура пальцев рук, происходит массаж рук. Все это влияет на развитие мышления и развитие речи

- в процессе занятий по изготовлению кукол у детей развиваются такие качества, как усидчивость, усердие, умение доводить начатое до конца

- застенчивый, комплектующий ребенок в игре часто заменяет себя куклой. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию

- работа над изготовлением человеческих фигурок развивает пространственное воображение и творческие способности (чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус), прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное

- знакомство со славянской культурой и изготовление кукол детьми дает им возможность принимать участие в народных праздниках, совершать определенные обрядовые действия

Именно сегодня назрела необходимость обратиться к народной культуре: широко используя потенциал народной педагогики, дать знания о традиционной народной кукле, предоставить детям возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, обычаи русского народа, принимать участие в народных праздниках.

Приоритетное направление проекта:

Приобщение дошкольников к народной культуре через ознакомление с традиционной рукотворной куклой

Цель проекта:

Разработка эффективной системы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционной рукотворной куклой, обеспечивающей решение задач по приобщению их к истокам народной культуры. Внедрение системы в образовательный процесс ДОУ

Задачи проекта:

1. Расширение представлений детей о народных игрушках и истории их возникновения

2. Знакомство с традиционной куклой, технологией ее изготовления; умение применять накопленные знания и умения в различных видах деятельности

3. Воспитание у детей уважения к людям старшего поколения, желание хранить и ценить свою историю, свое наследие

4. Формирование творческого взаимодействия с семьями воспитанников и педагогами ДОУ. Связь с другими творческими учреждениями

Данный проект :

творческий, познавательный, краткосрочный (один календарный год).

Участники проекта:

педагоги, дети старшего возраста, родители.

Условия реализации проекта:

Нормативно-правовое обеспечение

Наличие локальных актов, регламентирующих деятельность и образовательный процесс в рамках ФГОС

Наличие банка данных нормативно-правовых документов разного уровня

Кадровое обеспечение

Заинтересованность во внедрение инновационных технологий

Владение педагога современными образовательными технологиями

Научно-методическое обеспечение

Определение модели образовательного процесса

Разработка комплексно-тематического планирования и системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения знаний и умений

Информационное обеспечение

Организация взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями воспитанников, с социумом

Материально-техническое обеспечение

Наличие предметно-развивающей среды (уголок творчества в группе)

Создание мини-музея «Куклы наших бабушек»

Методы:

исследовательские, практические, социальный опрос и анализ результатов

Проект построен на основе главных методических принципов:

учет возрастных особенностей, доступность, постепенность усложнения

Обучение носит воспитывающий, развивающий и системный характер

Воспитание на основе знакомства с народной куклой дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие человеческие качества: представление о добре и зле, красоте, любви к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду народных мастеров.

Деятельность, строящаяся на принципах художественно-эстетического творчества, при работе с куклой, развивает художественно-образное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разные творческие проявления, развивает мелкую мускулатуру пальцев рук, чувство цвета, ритма и пропорции, глазомер, эстетический вкус.

Системность обучения направлена на образование у каждого ребенка системы знаний о традиционной кукле, как средстве приобщения к народной культуре (истории возникновения кукол, их значимости и принадлежности), так и системы умений слушать, воспринимать информацию, умении включаться в процесс изготовления кукол, творчески и с усердием относиться к работе.

Этапы реализации проекта

1 этап : Организационно-диагностический .

Он включает в себя создание материальной базы, изучение актуальности темы (каким образом выбранная тема корректирует с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения), анализ возможных затруднений, постановка проблем и изучение литературы, а также определение целей и задач, прогнозирование возможных результатов. Основной задачей на данном этапе является разработка диагностических карт, с целью выявления уровня сформированных знаний и умений у детей, родителей и педагогов по данной теме. Выявление семей, заинтересованных в вопросе приобщения детей к народной культуре посредством изготовления традиционных кукол на базе детского сада. Определение готовности родителей к сотрудничеству.

2 этап : Теоретический.

Здесь планируется огромная работа по обработке материала для его тщательного изучения: изучение истории возникновения народных кукол, основных их особенностей, видов кукол, их значимость, принадлежность, технология изготовления. Сбор информации для дальнейших разработок: мастер-классов, конспектов занятий и т.д.

3 этап: Практический.

Сюда входит создание наглядных и методических пособий, изготовление образцов кукол, освещение информации по реализации проекта.

Творческие выходы (при работе с детьми).

Это направление предполагает осуществление работы с детьми: создание для них оптимальных условий для их саморазвития и самореализации, развитие их эмоционально-ценностного отношения к истории нашего народа, его культуре, умение отражать полученные впечатления, умения и знания в продуктивной деятельности. Формирование у детей устойчивого интереса к посещению народного музея (понимание значимости этого учреждения для сохранения исторического и культурного наследия).

Творческие выходы (при работе с родителями)

Необходим для создания благоприятного психологического климата, сердечного доброжелательного отношения двух сторон: педагог-семья, привлечения родителей к реализации проекта и участию в ряде совместных мероприятий. Он направлен на установление связи каждой семьи с культурой народа, сохранения семейных традиций и зарождение новых.

Творческие выходы

Сюда входит проведение мастер-классов для педагогов, различные консультации, вступления на пед.советах и т.д.

5 этап: Связь с другими творческими организациями.

Этот этап направлен на установление связей с другими творческими организациями: работниками культуры, детской библиотекой, организацию и проведению выставок в их стенах, на участие в различных конкурсах и акциях. Публикации и распространение опыта.

Прогнозируемые результаты

1. Создание эффективной системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционной рукотворной куклой, обеспечивающей решение задач по приобщению их к истокам народной культуры. Внедрение системы в образовательный процесс ДОУ

2 Формирование у детей представлений о многообразии народных игрушек, расширение у них кругозора, усовершенствование навыков ручной работы

3. Использование детьми полученных знаний, результатов своей работы в самостоятельной деятельности

4. Улучшение творческого взаимодействия с семьями воспитанников. Сплочение семьи в результате совместной деятельности (родители-ребенок).

Перспективы продвижения проекта.

1.Пополнение мини-музея новыми экспонатами.
2. Знакомство с музеем народной куклы детей всего детского сада, а также новых воспитанников старших групп и их родителей.
3.Проведение мастер-классов по изготовлению народной тряпичной куклы для всех желающих: детей, родителей, педагогов

4. Продолжение сотрудничества с другими творческими организациями. Участие в различных акциях, конкурсах. Публикации на сайтах.

Перспективный план работы по проекту: «Народная кукла»

1 . Разработка диагностических карт. Выявление уровня сформированных знаний и умение у детей, родителей и педагогов по данной теме.

Выявление семей, заинтересованных в вопросе приобщения детей к народной культуре посредством изготовления народных кукол на базе детского сада.

Определение степени готовности родителей к сотрудничеству.

1. Проведение эксперимента с группой детей.

1) Наблюдение за игрой с целью выявления – какое место в игре займет самодельная народная игрушка .

2 )«Блиц–опрос» с целью определения уровня знаний о народной культуре и традиционной кукле.

3) экскурсия по созданному мною мини – музею « Куклы из бабушкиного сундука» с целью выяснения - насколько востребованы знания о народной культуре и традиционной кукле в наше время среди современных детей.

4) проведение занятия по ознакомлению с народной куклой-закруткой и с самим процессом ее изготовления (совместная деятельность педагога с ребенком), с целью прочувствовать заинтересованность детей в изготовлении куклы, их желание творить, способность к обучению.

2. Проведение повторного эксперимента среди детей. Анализ полученных результатов.

3. Анкетирование педагогов и родителей

2 .Изучение актуальности . (Обосновать свой выбор: каким образом выбранная тема корректирует с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения).

3 . Анализ возможных затруднений, постановка проблем, изучение литературы.

4 . Определение целей и задач.

5 .Прогнозирование возможных результатов.

6 . Создание материальной базы (кусочки ткани, пряжа, тесьма и т.д.).

II. Теоретический

1 . Изучение истории возникновения традиционных народных кукол.

Методические разработки

2 . Основные особенности кукол , изготовленных вручную (своими руками).

3 . Виды кукол , их значимость, принадлежность.

4. Технология изготовления

5 . Разработка конспектов (для работы с детьми).

6. Мастер-класс для педагогов.

7. Консультаций для родителей и педагогов

III . Практический этап (для педагога)

1 . Создание наглядных и методических пособий

1.Папка Традиционная народная кукла

      • История возникновения

        Особенности самодельной куклы

        Виды кукол, значимость, принадлежность

        Технологические карты изготовления

        Конспекты по ознакомлению и изготовлению кукол

        Мастер-класс для педагогов

        Консультации для родителей и педагогов

2 . Изготовление образцов кукол.

1. Создание мини-музея “Куклы из бабушкиного сундука” фото-материал

3 . Освещение информации по реализации проекта.

1.Создание Фото-монтажа «Наши успехи»

IV . Творческие выходы (при работе с детьми)

1 . Осуществление работы с детьми.

Создание оптимальных условий для их саморазвития и самореализации.

Развитие их эмоционально-ценностного отношения к истории нашего народа, его культуре.

Умение отражать полученные впечатления, умение и знания в продуктивной деятельности.

1. Занятие по ознакомлению с игровыми народными куклами и изготовление куклы «Закрутки»

2. Занятие по ознакомлению с обереговыми куклами и изготовление куклы “Ангел” .

3. Занятие по ознакомлению с традиционными обрядовыми куклами и изготовлению “Домашней куклы Масленицы”.

4. Экскурсия в мини-музей «Куклы из бабушкиного сундука» изготовление куклы «Пеленашка»

5 . Изготовление кукол в свободное от занятий время: Зайчик на пальчик, Бессоница, Кувадка, Мартеничка(нитяная кукла), Крупеничка. Столбушка, Кукла на ложке, Купавка, Жаворонки, Бабушка и Дедушка.

6. Организация и проведение выставок с демонстрацией «Рождественских Ангелов», «Кукол Домашняя Масленица – дочка Масленицы», «Кукол-закруток», «Жаворонков» - в выставках «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Широкая Масленица», «Пасхальный перезвон».

2 . Проявление интереса к посещению народного музея. Понимание значимости этого учреждения для сохранения исторического и культурного наследия.

1. Посещение городского музея «Бабушкина кукла» знакомство с игрушками 19-20 века + мастер-класс “Кукла-закрутка”.

(при работе с родителями)

Создание благоприятного психологического климата, сердечного доброжелательного отношения двух сторон: педагог-семья.

Привлечение и реализации проекта и участию ряде совместных мероприятий

Установление связи каждой семьи с культурой народа, сохранение семейных традиций и зарождение новых.

1. Консультации для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре”, «Семейные традиции»,«Народная кукла, как средство приобщения ребенка к народной культуре».

2. Тематическая выставка «Куклы наших бабушек» (совместное творчество родителей и детей)

3. Оформление фотоальбомов «Семейные реликвии», «Семейные праздники»

4. Тематический заключительный вечер с родителями «Чем дальше в будущее входим – тем больше прошлым дорожим»

    Интеллектуальные игры

    Подведение итогов по проекту

    Демонстрация фото-монтажа

    Посещение мини-музея “Народная кукла” (в стенах д/сада)

    Награждение самых активных из семей, участвующих в реализации творческого проекта

    Концерт

    Чаепитие

Фото-материалы, отзывы

(при работе с педагогами дошкольного учреждения)

1. Консультации для педагогов на тему: «Как приобщать ребенка к традиционной народной культуре»

2. Мастер-класс для педагогов «Рождественский ангел» фото- материалы, отзывы

3. Творческий отчет по проекту “Народная кукла”.

v . Связь с другими творческими организациями

Сотрудничество с работниками культуры, детской библиотекой.

Участие в различных конкурсах и акциях.

Публикации.

1. Демонстрация кукол в детской библиотеке «Куклы из бабушкиного сундука» фото-материалы, отзывы

2. Участие детей в благотворительной акции «Добрые сердца» изготовление кукол для детского дома (совместно с родителями) фото-материалы, отзывы

3. Публикации.

ГБОУ города Москвы «Школа № 2026» СПш 2035

Творческий проект

« Народная кукла »

ученицы 5 «М» класса

Горшениной Анастасии

Руководитель проекта

учитель технологии

Хусаинова Наиля Кимовна

Москва, 2016

Цель проекта :

Пробуждение интереса к русской культуре и традиционной народной кукле.

Задачи проекта :

Изучить историю возникновения народной куклы;

Изучить виды кукол;

Изучить технологию изготовления народных кукол;

Изготовить народную куклу;

Воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям.

Актуальность проекта

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

Этапы реализации проекта

1. Изучение истории возникновения народной куклы

2. Изучение видов кукол

3. Изучение технологии изготовления кукол

4. Изготовление русской народной куклы «Колокольчик»

1. История возникновения народной куклы

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы - обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. Главная черта российских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились, по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

Кукла бережно передавалась из рук в руки – от матери к дочери, от бабушки к внучке… А значит, они такие, какие их придумали далекие предки, наши бабушки, прабабушки. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались, больно хороши, и она делала их на заказ.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

2. ВИДЫ КУКОЛ

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игровые и обрядовые.

2.1 Куклы - обереги

Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка , то она отгоняет эту злую силу.

За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

Кукла Колокольчик

Колокольчик - кукла добрых вестей.

Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

2.2 Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Кукла-бабочка

Простейшая традиционная тряпичная кукла бытовала в нескольких района Тульской губернии. Куклу «Бабочка» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Куклу укладывали в колыбель еще до рождения ребенка, чтобы она оберегала это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним во время сна и в первых играх. Эту игровую куклу могли изготовить своими руками даже самые маленькие дети. При этом важно учитывать символику цвета: красный – это знак солнца, огня, плодородия, символ праздника и синоним красоты; желтый – божественный цвет, символ тепла, младенчества; зеленый- здоровье, молодость; синий – высокие помыслы и дар общения.

Веснянка

Весна – время невероятной радости, несущей обновление в жизни. Ее ждали, связывали с ней большие надежды. К весне делали много разных кукол – обрядовых и игровых, чтобы ребятишек порадовать. После долгой зимы они наконец-то могли много времени проводить на улице. Ни дождь, ни грязь – ничто не могло удержать дома многочисленную ребятню.

Веснянка – небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали ее весной и дарили детишкам на Пасху. Веснянка – куколка на ниточке. На улице еще грязь и слякоть, а ребенок надевал куколку петелькой на пальчик и водил ее как куклу-марионетку. Когда наиграется, он мог повесить куколку себе на пуговицу. Веснянка была куколкой одного дня. Испачканную за день куколку сжигали.

2.3 Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

Вепская кукла - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.

Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали «вепсскую куклу», чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи.

Изготавливается кукла из льняных и хлопчатобумажных тканей. Крутят куклу не выпуская из рук, до последнего узелка. При изготовлении этой куколки в старину не пользовались иголкой и ножницами, вручную разрывая ткань на лоскутки нужного размера.

Обрядовая многорукая кукла Десятиручка .

Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка .

Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Некоторые обрядовые куклы были лечебные.

Кубышка-травница

Кубышка-травница – кукла, дарящая хорошее настроение и здоровье, благодаря аромату сухих трав, спрятанных в мешочках. Один большой мешочек – это нижняя часть куклы, два небольших мешочка находятся в ее руках. Эти мешочки наполняются сухой смесью растений и лепестков цветов. При разминании мешочков чувствуется аромат эфирных масел. По преданиям, эта кукла поддерживает здоровье, несет защиту.

Изготовление куклы колокольчик

Нам понадобиться 3 круглых лоскутка ткани разного цвета, один меньше другого; диаметр большего около 20 см, второго 18 см, третьего 16 см.

В центр большого лоскутка кладем ветошь (или вату), формируем голову и обвязываем нитью на шее. Аккуратно расправляем складочки.

Поверх на голову одеваем второй круглый лоскут, также перевязываем на шее, а затем и третий, самый маленький.

Прямоугольный лоскут ткани (18см х 6 см) по диагонали надеваем на голову куклы, уголки расправляя в стороны, - это будут руки. Перевязываем на шее. Формируем ладошки, подгибая уголки внутрь и перевязывая нитью. Уголки «рубахи» спереди и сзади также подгибаем внутрь к телу куколки.

Чтобы повязать колокольчику треугольный платок (17см х 13 см х 13 см), подворачиваем край лоскутка-платка, который будет обрамлять лицо куклы, надеваем платок на голову и ведем концы под ручками назад, где и завязываем. Получаете куколка в платочке, край рубашечки может быть виден. Платок должен охватывать лоб, в основном так и завязывали. Девушки могли завязывать с уголком над лбом. Колокольчик готов!

3. Экономическое обоснование

Стоимость сырья, материалов, фурнитуры на единицу изделия

20см х 20см

18см х 18см

1 6 см х 16 см

18см х 6см

17см х 13 смх13 см

180 руб. за 1м 2

170

Вата

3см х 3см

Нитки

50 см

50 руб. за 200м
(1 катушка)

0,13

ИТОГО:

170,13

Заключение

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

· была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

· освоена технология выполнения;

· изготовлены образцы.

Список литературы

    Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология/ Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

    Куколки из сундучка. Рукотворные игрушки. И.А. Лыкова – Москва, «Цветной дом», 2012

    Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. Е. Берстенева, Н. Догаева, составитель Н. Астахова. – Москва, Белый город, 2010

    3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла/ И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

    Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru

    Страна мастеров: [Электронный ресурс] http://stranamasterov.ru/

Группа № 8

Воспитатель: Копытова И. Н.


«Русская народна кукла»

Познавательно-творческий проект

Среднесрочный проект (два месяца)

Возраст детей: 6-7 лет


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

  • Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
  • Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
  • Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

  • В нашем время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, их делают на фабрике и эти игрушки несут тепла души их создателей.
  • Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стало ощущаться потребность в оригинальных изделиях.

Цель проекта

  • пробуждение интереса детей к русской культуре и традиционной народной кукле

Задачи работы с детьми по ознакомлению с традиционными тряпичными куклами

  • Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества
  • Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки
  • Знакомить с народными традициями
  • Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства
  • Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству
  • Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол
  • Воспитывать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус

Этапы реализации проекта

  • 1. Изучение истории возникновения народной куклы
  • 2. Изучение видов кукол
  • 3. Изучение технологии изготовления кукол
  • 4. Изготовление русской народной куклы « Мартинички» или «Неразлучники»
  • 5. Изготовление русской народной куклы «Масленица»
  • 6. Изготовление русской народной куклы «Пасха»
  • 7.Демонстрация и дарение кукол детьми родителям

АЛГОРИТМ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

  • Вводная часть
  • Объяснение нового материала (знакомство с историей и традициями)
  • Определение последовательности работы
  • Изготовление основы куклы
  • Создание костюма куклы
  • Оформление куклы
  • Итог занятия

Виды традиционных тряпичных кукол по назначению

ИГРОВЫЕ

ОБЕРЕГОВЫЕ

Столбушки

Малышок-голышок

Куватка

ОБРЯДОВЫЕ

Простоволосая

Ангелочек

Неразлучники

Лихоманки

Кукла с косой

Масленица

Коляда

День и ночь

Девка-Баба

Кукла нарядная

Кострома

Вепсская

Бабушкина кукла

Кукушечка

Узелковая

Покосница

Колокольчик

Зайчик

Купатка

Бессонница

Бабочка

Козьма и Демьян

Утешительница

Капуста

Берегиня

Пеленашка

Десятиручка

Крупеничка

Веснянка

Свадебная

Желанница

Пасхальная голубка

Владимирская столбушка


Виды тряпичных кукол по способу изготовления

Основа куклы – 2 прямоугольника

Куватка, Пасха, Неразлучники, Козьма и Демьян, Десятиручка, Веснянка, Колокольчик, узелковая, свадебная

Кукла, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата или прямоугольника, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали. Иногда на эту основу крепится грудь.

День и ночь, ангел, колокольчик, закрутка, Бессонница

Куклы-столбушки, основа которых скатка из ткани

Владимирская столбушка, Берегиня, Лихоманка

Куклы в основе которых мешочек

Зольная, Зернушка, Крупеничка


Почему у народной куклы нет лица?

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.


Куклы-обереги

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли - "рванки").


Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленутая кукла могла быть использована детьми в играх.


Широкое распространение на Севере России имела кукла - берестушка, кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли " бабушкина кукла ").


Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники» . У женской и мужской фигуры общая рука - символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.


Зернушка - кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.


"День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань-ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

Кукла - веник помогала хозяйке "вымести сор из избы". Конечно, это был не материальный мусор, а сор, из-за которого происходили ссоры, разлад в доме. Изготавливалась она, как правило, из трав, соломы, лыка. Одежда куклы состояла из сарафанчика и платочка. По наряду куклы можно было определить место ее «рождения». Данная кукла бытовала в центральных и южных губерниях.


Куклы- лихорадки . Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.


Обрядовые куклы

У народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.


Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.


"Коза". Выполнялась данная кукла на крестообразной основе, а лицо, рога и борода были сделаны из лыка. "Коза" была наряжена в красивое платье и имела на себе обрядовые предметы: колокольчики, бусы, серьги, колечки и мешочки с травами. Данная кукла использовалась в обрядах колядования.

В Крещенские дни делали куклу Крестец , ставили её у ведра с водой, обязательно освящённой. Считалось, что в эти дни вода была святой. Кукла была выполнена на крестообразной основе, её украшали тесёмочками и ленточками.


Очень необычными были красноликие пасхальные куклы, которых делали к Вербному воскресению, обязательно из красного лоскута. Их дарили на счастье, радость, она могла присутствовать на пасхальном столе вместе с пасхальными дарами, а затем эти куклы отдавали паломникам (на следующий год таких кукол делали новых).


Домашняя Масленица

В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.


На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку , наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки - заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды. Кукла "Купавка".


Десятиручка - кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.


Игровые куклы

Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами плохо обращаться – неприятностей не миновать. Играли не только девочки и подростки, но и девушки на выданье. Девушки приносили своих кукол на посиделки, в гости, в поле.


Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.


Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети. Как правило, делали «Бабочку» из однотонной ткани.


Узелковая кукла

Узелковая кукла - самая подходящая первая кукла для младенца, однако при всей своей простоте годится практически для любого возраста.