Международный день левши: праздник со смыслом. Сценарий детской игровой программы на день левши Думным дьякам от души

13 августа — Международный день левши. Празднуется с 1992 года, в нашей стране, правда, не все знают, что такой день существует.

Знает только моя дочь Катя и еще примерно 10% населения земли:-).

Британский клуб левшей выделил один день в году для привлечения внимания производителей товаров к особенностям леворуких людей.

Кто не знает, какие это особенности, я, как мама 13-летней левши, сейчас вам все расскажу:

  • С раннего детства Катя ломала все заводные игрушки. А с какой стати все они заводятся по часовой стрелке?
  • Она не могла вырезать стандартными ножницами даже самые простые фигурки.
  • Все тетради, по которым Катя готовилась к школе, казались мне чистыми, хотя она утверждала, что весь урок писала там палочки. Догадались? Левша открывает тетрадь на последней страничке.
  • Писать приноравливались долго. Кулачок двигался вслед за написанным словом и все РАЗМАЗЫВАЛ. Нужно научиться особым образом поворачивать тетрадь.
  • Прочертить отрезок по линейке… Это правше удобно держать ее левой рукой и чертить слева направо карандашом. Повторите-ка все это, поменяв карандаш и линейку местами. Удобно? Нужна линейка, шкала которой начинается справа.
  • Карандаши в точилке прокручивались и оставались, к Катиному удивлению, тупыми. Лезвие внутри точилки заточено для праворуких. В принципе, можно найти выход и крутить точилку вокруг карандаша:-).
  • Попытки заниматься бальными танцами в 6 лет успехом не увенчались. Половину урока выяснялись отношения с партнером, в какую сторону крутить «лодочку». Ей хотелось это делать против часовой стрелки, а мальчику, соответственно, наоборот:-).
  • А как расположены все классы во всех школах по отношению к окнам, знаете? Так, чтобы дети могли писать при дневном свете и не создавать тень на тетради от руки. Всем было удобно, кроме моей дочки.
  • Сели мы за компьютер… Да, конечно! Левую и правую кнопки нужно менять местами! Или снова привыкать…
  • На уроках физкультуры почему-то не все преподаватели понимали, что бросать гранату нужно левой рукой, а при прыжке в высоту толчковая нога — другая.
  • Шить и вязать левша научиться может. Но! Тот, кто учит, должен это ПОКАЗАТЬ! Это, я вам скажу, была забота… Мой мозг просто закипал, когда я должна была сама научиться вязать крючком в другую сторону левой рукой. Это был незабываемый мой личный день левши.
  • Когда Катя подросла, я попросила ее открыть банку с горошком консервным ножом… Да! Он тоже для правши!
  • А прокрутить мясо на обычной мясорубке? Это можно только правой рукой, так уж там устроен механизм и заточены ножи.
  • Штопор я пока не просила использовать… А он, как нетрудно догадаться, тоже завинчивается в неудобную сторону неудобной рукой!
  • Пользоваться ножом для чистки картофеля тоже не прошу. Он не чистит!

Достаточно?

Да, вот еще забавный случай! Был год быка, и я подарила Кате кружку, на кромке которой сидела фарфоровая корова. Налила чай… Оказалось, что если кружку держать правой рукой, корова сидит напротив и пить не мешает. Катя, естественно, взяла левой рукой. Фигурка не позволила ей сделать глоток.

Какие подарки дарят в День Левши?

Полезные, естественно. Сейчас достаточно много специализированных магазинов, в которых есть все самое необходимое для больших и маленьких левшей.

Что из всего этого действительно полезно:

Детям: ножницы, точилки, линейки, ручки для левшей (там слегка загнут кончик, и заправлены быстросохнущие чернила), компьютерные мышки

Взрослым: овощечистки, штопоры, маникюрные наборы, рулетки, ножницы, консервные ножи для левшей, секаторы, многофункциональные ножи.

Известные левши

Левши эту тему любят, напоминаю самых выдающихся:

Список известных людей, которые все делали «одной левой», поражает - Марк Твен, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бетховен, Сергей Рахманинов, Пол Маккартни и Ринго Старр, Мерилин Монро, Роберт де Ниро. Леворукими были Юлий Цезарь и Александр Македонский, Наполеон Бонапарт и Карл Великий, Уинстон Черчилль и Жанна Д’Арк (информация с calend.ru)

Так получилось в нашем мире, что 1/10 часть людей отличается от основной массы народа. Кто они, левши? Как им живется в мире праворукого населения? В мире, где все создано для людей, чья “главная” рука — правая.

Международный день левшей появился, чтобы привлечь внимание к леворуким членам нашего общества.

Любые бытовые предметы, начиная от ножниц, заканчивая компьютерной мышкой, приспособлены для праворуких, а левшам приходится приспосабливаться в своей жизни к тому, что уже создано для большинства.

Им нелегко застёгивать “молнию” на джинсах, не очень просто пользоваться привычными для большинства линейками, заводить будильники и часы. Для них не приспособлены потайные карманы пиджаков… Природа позаботилась о том, чтобы сделать этих людей уникальными, а общество равнодушно прошло мимо их насущных нужд и потребностей.

Во многих языках мира слово “левый” означает что-то не совсем хорошее, неискреннее, лживое, опасное. В этом слове сквозит некое пренебрежение. Кто знает, почему так случилось. Ведь наукой доказано: леворукие не выбирают, какой рукой им пользоваться. Этот феномен заложен в ребёнке еще до его рождения, а не является следствием приобретённого навыка.

Были времена, когда леворукость считалась признаком дьявольщины. В древних племенах леворуким запрещалось готовить еду: считалось, что, помешивая варево в котле “не той рукой”, человек призывает нечистых духов.

Левшам, как и рыжим, запрещалось давать показания в суде, во времена инквизиции их сжигали на костре: считалось, что леворукость — признак ведьмовства.

Дремучесть прошлых веков постепенно уходит, но некоторые предрассудки остаются и по сей день.

Современный мир к левшам относится не достаточно внимательно. В странах ислама левой рукой как основной запрещают пользоваться категорически. В Японии леворукая жена — повод для развода.

Еще несколько десятилетий назад в школах леворуких детей заставляли писать правой, быть такими, как все. К счастью, сегодня эти методы канули в прошлое. Но проблемы, связанные с адаптацией и жизнью левшей в мире все равно остаются.

Интересный факт: ориентация “налево” наблюдается не только среди существ разумных. Леволапость существует и в животном мире. Исключительные левши — белые медведи. Среди крыс леволапых — почти половина. Почти 30% кошек предпочитают орудовать левой лапкой.

Считается, что те, чьими действиями управляет правое полушарие мозга, наиболее артистичны, натуры творческие, спортивные, склонные к проявлению многих талантов. Среди них не так много “физиков”, зато “лириков” хватает сполна.

Левши-знаменитости

И раз уж зашла речь о талантах, то левшам есть чем гордиться. Среди них — политики и музыканты, художники и литераторы, актёры и бизнесмены. Эти имена у всех на слуху.

Знаменитые певцы и музыканты

Пол Маккартни, Мирей Матье, Джимми Хендрикс, Боб Дилан, Карузо, Селин Дион, Стинг, Леди Гага, Рики Мартин, Майкл Джексон, Святослав Вакарчук, Ёлка, Валерий Меладзе.

Шопен, Бетховен, Шуман, Паганини, Моцарт, Прокофьев, Рахманинов. Скябин, Чайковский, Дебюсси, Вагнер.

Известные художники

Леонардо да Винчи, Ван Гог, Рафаэль, Микеланджело, Роден, Пикассо, Рубенс, Рембрант, Лотрек, Суриков.

Знаменитые писатели

Андерсен, Ницше, Кафка, Кэррол, Твен, Уэллс, Лев Толстой, Даль, Пушкин, Лесков (автор знаменитой повести “Левша”), Маяковский.

Выдающиеся военные и политики

Египетские фараоны Тутмес ІІІ, Рамзес ІІ, Македонский, Цезарь, Тиберий, Нерон, Колумб, Наполеон, Карл Великий, Бисмарк, Черчилль, Франклин, Махатма Ганди, королева Англии Виктория, адмирал Нельсон, Фидель Кастро, Гитлер, Че Гевара; американские президенты Гувер, Кларк, Гарфилд, Трумэн, Джеральд Форд, Рейган, Буш (старший), Клинтон, Обама.

Известные бизнесмены

Рокфеллер, Генри Форд, Билл Гейтс, Опра Уинфри.

Знаменитые ученые

Архимед, Аристотель, Ньютон, Энштейн, Ломоносов, Павлов, Тесла, Дарвин, Склодовская-Кюри, Нильс Бор, Максвелл.

Гениальные актёры и режиссеры

Мэрилин Монро, Чаплин, Кэри Грант, Роберт де Ниро, Анжелина Джоли, Том Круз, Грета Гарбо, Джим Керри, Вин Дизель, Мила Йовович, Брюс Уиллис, Джулия Робертс, Вупи Голдберг, Деми Мур, Микки Рурк, Киану Ривз, Брэд Питт, Джеймс Камерон, Марина Неёлова, Юрий Любимов, Виктор Сухоруков, Александр Иншаков.

Известные спорсмены

Павел Буре, Олег Блохин, Александр Волков, Елена Исинбаева, Гарри Каспаров, Марадонна, Платини, Пеле, Марко ван Бастен, Бобби Чарльтон…

…и многие-многие другие.

Всех знаменитостей не перечесть, и если учесть, что левшей на планете около 7-10%, то даже этот неполный список впечатляет.

С 13 августа 1992 года ежегодно отмечается Международный день леворуких. Этот праздник основал Британский клуб левшей, чтобы привлечь внимание общественности и производителей товаров к потребностям и проблемам тех, для кого левая рука — главная.

С праздником, левши. Пусть мир с каждым годом становится комфортнее для вас.



Наталья Одинцова
Сценарий познавательно-игровой программы «Леворукие всех стран, объединяйтесь!»

(Звучит музыка. ТРЕК – 1. На сцену выходит ведущий .)

ВЕД. – Добрый день, дорогие ребята!

Скажите пожалуйста, какой сегодня праздник отмечают во всём

мире? (ответ) .

поздравляю!

И ещё. Ответьте мне пожалуйста – кого называют «левша» ? (ответы) .

Известно, что на Земле более 500 миллионов левшей, что

первый американский астронавт Армстронг ступил на Луну левой

ногой, что левое полушарие головного мозга отвечает за

логическую деятельность человека, что все кандидаты на

президентских выборах в США в 1992 году – Билл Клинтон, Росс

Перот, Джорж Буш – были левшами, а вот в Библии слово «левый»

трактуется как всё плохое, известно, что леворукость передаётся

по наследству, а одинаково владеющие обеими руками, по

определению французов, называются «рацематами» , или

«графические левши, но бытовые правши» , и напоследок – пару –

тройку веков назад считалось, что женщина должна быть

обязательно праворукой, для того, чтобы держать младенца у

самого сердца.

Итак, с незапамятных времён, когда человек взял в руки орудие

труда, мир разделился на левшей и правшей. И начались

бесконечные споры – откуда это деление и кто всё – таки лучше?

Предмет спора актуален и сегодня. Учёные так и не могут

разобраться в этой проблеме до конца. Всё спорят и спорят…

Мы же решили время даром не терять и объединиться в общество

леворуких под девизом : «Леворукие всех стран , объединяйтесь

(Звучат фанфары. ТРЕК – 2.)

ВЕД. – Для начала познакомимся . Попрошу всех похлопать в ладоши .

А сейчас вспомните, какая рука у вас ложилась сверху. У кого левая?

Поднимите руку вверх. Это люди, которые принадлежат к «чистому»

типу леворуких . Вы впечатлительны, возбудимы, чувствительны,

ответственны, общительны, но часто не уверены в себе. Ваша

идеальная среда обитания – Южное полушарие, например,

Австралия .

У кого правая? Поднимите руки вверх. Вы – «чистые» праворукие.

Ваша среда обитания – Север. Вы спокойные люди, тяготеющие к

точным наукам.

А кто хлопал двумя руками сразу? Вы, как я уже и говорил

«рецематы» - одинаково владеющие руками. Ваша среда обитания –

ВЕД. – Итак, я заканчиваю рассказ о левшах и объявляю начало игровой

программы , под названием «Леворукие всех стран , объединяйтесь

Независимо от того, кто из вас левша, а кто правша, сейчас мы

организуем две команды и дадим им название.

конкурсы и эстафеты проходят с применением левой

ноги и руки.)

НАЗВАНИЕ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИГР, КОНКУРСОВ И ЭСТАФЕТ.

1 – «Неординарная личность» . (Команды организуют два круга. Задача :

взяв левой рукой левую ногу , простоять в таком положении как

можно дольше. Время конкурса – пока звучит музыка.)

2 – «Левая – толчковая» . (Командная эстафета. Игроки, взяв левой рукой

левую ногу пробегают дистанцию, передавая эстафету друг другу.)

3 – «Ловкий левша» левой ноге , проходят

дистанцию, неся теннисный шарик на ракетке.)

4 – «Леворукий бадминтон » . (Командная эстафета. Игроки, на левой ноге ,

проходят дистанцию, жонглируя воздушным шариком на

бадминтонной ракетке.)

5 – «Рыбак - левша» . (Команды становятся друг против друга.

Соперники берутся левыми руками. Задача каждого игрока

перетянуть соперника на свою сторону.)

6 – «Левый – крайний» левой

ногой, проводят футбольный мяч через кегли.)

7 – «Леворукий центровой » . (Командная эстафета. Игроки, по очереди,

ведя баскетбольный мяч левой рукой , проходят через кегли.)

8 – «Автограф» . (Командная эстафета. Игроки, по очереди, на левой ноге ,

бегут к журнальному столику, ставят свой автограф левой рукой , на

лежащей на столе бумаге, и возвращаются к своей команде,

передавая эстафету следующему участнику. Учитывается время и

разборчивость росписи.)

ВЕД. - Закончилась игровая программа , я предлагаю всем занять свои места

в зале, и объявляю «Леворукую викторину » . За каждый

правильный ответ вы будете получать жетоны. Кто больше их

наберёт, тот и станет победителем викторины.

1 – Кто из животных – левша? (Полярный медведь.)

2 – Сколько левшей на Земле? (Более 500 миллионов.)

3 – Кто ступил на Луну левой ногой ? (Американский астронавт

Армстронг.)

4 – Какое из полушарий головного мозга отвечает за логическую

деятельность? (Левое .)

5 – Как звали мастера, подковавшего блоху? (Левша.)

6 – Что объединяет всех кандидатов на пост президента США

в 1992 году? (Все они были левши.)

7 – Как в Библии трактуется слово «левый» ? (Всё плохое.)

8 – Кто такие «рацематы» ? (Люди, одинаково владеющие как

левой так и правой рукой .)

9 – Почему в далёкие времена считали, что женщина обязательно

должна быть праворукой? (Считалось, что она должна была

держать младенца у сердца.)

10 – Передаётся ли леворукость по наследству ? (Да.)

(Подсчёт жетонов. Награждение победителей.)

ВЕД. – Итак, наша программа «Леворукие всех стран , объединяйтесь »

подошла к концу. Так плохо ли быть леворуким или хорошо ?

Ни то, ни другое, то есть настолько же плохо и настолько же хорошо,

как и быть правшой. Так что, дерзайте, учитесь владеть в полную

меру обеими руками. Когда – нибудь вам это пригодится!

А за вашу смелость, дружбу, ловкость и смекалку, позвольте вручить

вам небольшие сувениры. Всем спасибо! До свидания!

(Звучит музыка. Вручение сувениров.)

«Левша» - инсценировка по мотивам сказа Н.С.Лескова «Левша».

Действующие лица:

Император Александр Павлович,

Новый государь Николай Павлович,

атаман Платов,

Левша,

два тульских оружейника,

двое англичан,

два скомороха.

1.скоморох: Уважаемая публика! Сейчас спектакль вам будет дан! Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе!

2.Скоморох: Лесков? Его же в школе проходят. Он жил (вспоминает) с 1831 по 1895 годы. Впервые «Блоху» поставил в 1924 году на сцене МХАТа знаменитый режиссёр Алексей Дикий.

1 скоморох: А сегодня вы посмотрите инсценировку отрывков сказа Николая Семёновича Лескова «Левша» в исполнении наших учеников.

Сцена 1.

(Барабанная дробь. Скоморохи сдвигают щиты балагана, на щи тах изображение часов Биг Бен и надпись "Лондон ". Стремительно входит Император Александр Павлович. На его одежде - ярлыки "Маде ин заграница ". Останавли вается, всматривается в зал из- под руки. За ним - донской казак Платов: бурка, сабля, усы, фляж ка на поясе с надписью "Водка ".)

ПЛАТОВ: Поедем домой, го сударь!

ИМПЕРАТОР: Я еще не всю Европу посмотрел!

ПЛАТОВ: Поедем, Александр Павлович, домой. Очень уж вы иностранным всем интересуе тесь. А ведь им, иностранцам-то, что надо-то...

ИМПЕРАТОР: Что?

ПЛАТОВ: Показать над нами во всех вещах преимущество. А у нас дома-то (мечтательно) свое не хуже есть.

ИМПЕРАТОР: Донской казак Платов! Сейчас мы с тобой едем их (показывает на Биг Бен) ору жейную кунсткамеру смотреть. Там, говорят, такие природы со вершенства, что как посмотришь, то уж больше не будешь со мною спорить. Увидишь сам - мы, рус ские, со своим значением никуда не годимся. В кунсткамеру! (Стремительно уходит.)

ПЛАТОВ: Ну уж тут - шабаш. До этих пор еще я терпел, а дальше нельзя. Я своих людей не вы дам. (Уходит вслед за Императо ром.)

Сцена 2.

(Входят Император и Платов.)

ИМПЕРАТОР: Это же настоящее чудо! Такого огромного зда ния я никогда не видел: коридоры до бесконечности, а в самом главном зале посреди под балда хином стоит Аболон Полведер ский! Как это возможно - отчего в тебе такое бесчувствие? Неужто тебе здесь ничто не удивительно?

ПЛАТОВ: Мне здесь то одно удивительно, что мои донцы-мо лодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали.

ИМПЕРАТОР: Это безрассу док!

ПЛАТОВ: Не знаю, к чему от нести, но спорить не смею и дол жен молчать.

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН

(выходя на сцену с картонным пис толетом): Н ow do you do ? Эта пи столя неизвестного, неподражае мого мастерства!

ИМПЕРАТОР (рассматривая пистолет): Ах! Как это даже мож но так тонко сделать!

ПЛАТОВ: Взахался-то как!

(Платов достает из кармана от вертку, подходит к пистоли и начинает ее разбирать.)

ВТОРОЙ АНГЛИЧАНИН:

Н ow do you do ? ? Это не отворяется!

ПЛАТОВ (вынимая деталь из пистоли): А вот гляньте-ка, какая надпись тут сделана?

ИМПЕРАТОР (склонясь над деталью, читает по слогам): "Иван Москвин во граде Туле"...

ПЛАТОВ: Вот так-то!

(Англичане, ругаясь по-английски, уносят свою пистолю. Император бежит вслед за ними, пытаясь удержать.)

ИМПЕРАТОР : Зачем ты их, Платов, очень сконфузил, мне их теперь очень жалко. Поеду-ка я на бал. (Уходит.)

ПЛАТОВ (достает фляжку): Как я энтих англичан сконфузил! Тульского мастера на точку вида поставил! Вот только через что это государь огорчился? Совсем того не понимаю. (Пьет и уходит.)

(Из-за щитов балагана выглядыва ет балаганный Дед.)

1. Скоморох: А англичане же в это са мое время тоже не спали, потому что и им завертело. Пока государь на бале веселился, они ему такое новое удивление подстроили, что у Платова всю фантазию отняли.

(Входят Император и Платов.)

ИМПЕРАТОР: Платов! Пусть сейчас заложат двухсестную ка рету. Поедем в новые кунсткаме ры смотреть.

ПЛАТОВ: Осмелюсь доло жить, ваше величество, не до вольно ли чужеземные продукты смотреть, не лучше ли к себе в Россию собираться...

Сцена 3.

(Звучит "Блоха"М. П. Мусоргско го. Англичане , твердя " Н ow do you do? вносят пустой поднос и с по клоном подают государю.)

ИМПЕРАТОР: Что это такое значит?

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН:

Это вашему величеству наше по корное поднесение.

ИМПЕРАТОР: Что же это?

ВТОРОЙ АНГЛИЧАНИН: А во т, изволите видеть сориночку?

ИМПЕРАТОР: Точно. Со ринка.

ВТОРОЙ АНГЛИЧАНИН: Извольте пальчик послюнить и ее на ладошку взять.

ИМПЕРАТОР: На что же мне эта соринка?

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН: А это не соринка, а нимфозория.

ИМПЕРАТОР: Живая она?

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН: Никак нет, не живая, а из чистой из аглицкой стали в изображении блохи нами выкована, и в середи не в ней завод и пружина. Извольте ключиком повернуть: она сейчас начнет дансе танцевать.

ИМПЕРАТОР: А где же клю чик?

ВТОРОЙ АНГЛИЧАНИН: Здесь и ключ перед вашими оча ми.

ИМПЕРАТОР: Отчего же я его не вижу?

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН: А вот вам мелкоскоп, в него увидите.

ИМПЕРАТОР (глядя в кар тонный микроскоп): Блоха! Клю чик!

ВТОРОЙ АНГЛИЧАНИН: Извольте взять ее на ладошечк у-у нее в пузичке заводная дырка, а ключик семь поворотов имеет, и тогда она пойдет дансе...

ИМПЕРАТОР: Ой, усиками водит, ножками перебирает, кад риль танцует... Платов! Дай анг личанам миллион.

ПЛАТОВ: А пусть сначала футляр к этой блохе дадут, а то ведь затеряются и блоха, и клю чик.

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН: Пожалуйста, за отдельную плату.

ПЛАТОВ: Как так? Для чего такое мошенничество!

ИМПЕРАТОР: Оставь, пожа луста, это не твое дело - не порть мне политики. У них свой обычай. Выплати! (Англичанам.) Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут. (Берет с подноса соринку, укладывает ее в табакер ку.) Платов! У меня от тебя и от военных дел сделалась меланхо лия. Я еду в Таганрог на духовную исповедь к попу Федоту. А ты мне больше не нужен. (Уходит.)

(Платов отбирает у Англичан мелкоскоп.)

ПЛАТОВ: Мелкоскоп был ваш, стал наш, он к блохе принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли.

(Англичане и Платов уходят в раз ные стороны. Из-за щитов выбега ет балаганный Дед.)

1 Скоморох: Император Александр Павлович побывал в Таганроге, там и скончался. Блоха аглицкая досталась в наследство новому государю - Николаю Павловичу.

Сцена 4.

(Барабанная дробь. Щиты сдви гаются. На них написано "Пе тербург "и нарисован шпиль Пет ропавловской крепости. Входит император Николай Павлович. Скоморохи с поклоном подаёт ему коробку с блохой.)

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Что это еще за пустяковина и к чему она тут у моего брата в таком сохране нии?

ПЛАТОВ (увешанный орденами): Я знаю!

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Кто ты, мужественный старик?

ПЛАТОВ: Осмелюсь доло жить, ваше величество, я - Мат вей Иванович Платов, атаман донских казаков, генерал от кава лерии, в войне двенадцатого года славу получил, императора Алек сандра Павловича в Лондон со провождал!

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Что в этой коробке, знаешь?

ПЛАТОВ: Как не знать. Ним фозория тута. При ней есть ключик, а у меня есть и мелкоскоп, в который все это можно увидеть. И сим ключиком через пузичко эту нимфозорию можно завести, и она будет скакать в каком угод но пространстве и в стороны ве рояции делать. (Заводит.)

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Прыгает!

ПЛАТОВ: Точно, работа тон кая. Но только нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует. А надоть в Тулу ее сво зить да узнать, не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не пред возвышались.

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Вот я тебе это дело и поручаю, старик. Мне эта коробочка все равно теперь при моих хлопотах не нужна, поезжай на тихий Дон, узнай, преданы ли мне твои донцы-казаки. А когда будешь ехать через Тулу, покажи моим тульским ма стерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают. Я верю, что мои мастера не хуже иноземных. (Уходят.)

Сцена 5.

(Барабанная дробь. Скоморохи сдви гают щиты, на которых написано "Тула " и нарисованы самовар, пря ники да ружье. Выходят два туль ских Оружейника и Левша в рабочих фартуках, с кувалдами и молотка ми в руках. С ними Платов.)

ПЛАТОВ: Как нам теперь быть, православные?

ПЕРВЫЙ ОРУЖЕЙНИК: Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем, а как нам быть, того мы в одну минуту сказать не можем. Потому что аглиц кая нация тоже не глупая, а до вольно даже хитрая.

ВТОРОЙ ОРУЖЕЙНИК: Против нее надо взяться поду мавши и с божьим благословени ем. А ты поезжай на Дон, зажив ляй свои раны, которые принял за отечество.

ЛЕВША: А будешь назад ехать, мы к той поре, Бог даст, что-нибудь придумаем.

ПЛАТОВ: Долго не возитесь. Я шибко езжу, двух недель не пройдет, как я с Дона в Петербург поворочу, - тогда мне чтоб не пременно было что государю по казать. (Отдает мастерам короб ку, все уходят.)

Сцена 6.

(Скоморох и Дед сдвигают щиты, на которых написано "Домик Левши " и выре зано окошко. Входят Оружейники. Они несут коробку с блохой. Зву соргского.)

ЛЕВША: Двери запрем, став ни в окнах закроем.

ПЕРВЫЙ ОРУЖЕЙНИК: Перед Николиным образом лам падку затеплим.

ВТОРОЙ ОРУЖЕЙНИК: И за работу!

(Оружейники уходят за щиты. Слышно тюканье молоточков о наковальню. Скоморохи пытают ся заглянуть в окно.)

1 Скоморох: Третий день си дят, никуда не выходят, все моло точками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют - ничего неизвестно.

(Вбегает Платов, в руке нагайка, вытирает пот со лба.)

2 СКОМОРОХ: С приездом, ва ше высокоблагородие! Быстро вы управились на Дону-то.

ПЛАТОВ: Спешил сильно. Что я удумал-то: посадил по обе стороны ямщика на козлах двух свистовых казаков с нагайками. Они ямщика и поливали без ми лосердия, чтобы быстро скакал. А если какой казак задремлет, так я его сам ногою ткну и еще злее по несутся. Тулу-то чуть было не проехали, пролетели сначала сто скачков дальше. Вертаться при шлось. Где мастера-то?

2 СКОМОРОХ: Заперлись и стучат.

(Платов стучит в окно. Тишина. Стучит сильнее. Скоморохи тоже стучат.)

ПЛАТОВ: Да отворяйте же! А то крышу бревном сейчас стаски вать будем!

(Все столпились вокруг домика Левши, пытаются раздвинуть щи-

ты. Щиты раздвигаются. Все ва лятся с ног - и Платов, и Скомо рохи, и Барыня с Барином, и остальные "зрители". Все зажима ют носы, отворачиваются.)

ПЛАТОВ: Фу ты, шибает с ног.

(Из-за щитов выходят Оружейни ки, вытирают пот со лбов. У Лев ши в руках коробка.)

ПЛАТОВ: Что же вы, такие- сякие, делаете, да еще этакою спиралью ошибать смеете!

ЛЕВША: Все готово.

ПЛАТОВ: Подавай сюда.

(Левша подает Платову коробку, тот в нее заглядывает.)

ПЛАТОВ: Это что же такое? А где же ваша работа, которой вы хотели государя утешить?

ПЕРВЫЙ ОРУЖЕЙНИК: Тут и наша работа.

ПЛАТОВ: В чем же она себя заключает? Здесь одна аглицкая блоха как лежала, так и лежит. И ничего кроме нее нет... Я вам голову сниму! Что же вы, подлецы, ничего не сделали!

ВТОРОЙ ОРУЖЕЙНИК: На прасно так нас обижаете, - мы от вас, как от государева посла, все обиды должны стерпеть. Извольте работу нашу государю отвезти - он увидит, каковы мы у него люди.

ПЛАТОВ: Я с вами так не рас стануся, один из вас со мною в Петербург поедет, и я его там до-пытаюся, какие есть ваши хитро сти. (Хватает Левшу за шиворот.) Ты у меня в ногах в коляске поедешь до самого Петербурга вроде энтого, как его? - пубеля! И за всех ответишь! (Уходят.)

Сцена 7.

(Барабанная дробь. Скоморохи сдвигают щиты с надписью "Пе тербург ".)

ПЛАТОВ (входит, прижимая к себе коробку): Вот хотя я никакого в свете неприятеля не пугался, а тут трушу. Пойду-ка я к государю без шкатулки, вдруг да не спро сит. А Левшу я велю в крепостной каземат без сроку спрятать. Мо жет, не вспомнит государь. (Пря чет за щит коробку.)

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: А, это ты, мужественный старик? А что же, мои тульские мастера против аглицкой нимфозории себя оп равдали?

ПЛАТОВ: Никак нет, госу дарь.

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ (обра щаясь к "зрителям"): Не может быть, мои меня не могут обманы вать.

( Платов достает коробку и подает Николаю Павло вичу. Тот ее открывает.)

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Что за лихо! Блоха лежит, какая прежде была. Дай-ка я ее заведу ключиком. Так! Ещё разок! Что такое? Не танцует, не прыгает...

ПЛАТОВ: Ах они, шельмы со баческие! Теперь понимаю, зачем, они ничего мне так сказать не хо тели. Хорошо еще, что я одного ихнего дурака с собой захватил. Эй, как вас там, приведите Левшу!

(Скоморохи тащат за шиворот Левшу. Платов начинает его тре пать.)

ЛЕВША: У меня и так все во лосья при учебе выдраны, а не знаю теперь, за какую надобность надо мною такое повторение?

ПЛАТОВ: А за то, что вы ред костную вещь испортили!

ЛЕВША: Мы ничего не испортили. Вы в самый сильный мелкоскоп посмотрите.

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Я знал, что мои русские люди меня не обманут.

(Скоморохи подают мелкоскоп - тот же самый, но с надписью "силь ный ". Государь в него смотрит.)

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Блоха как блоха, ничего другого не вижу.

ЛЕВША: Надо всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, ко торой она ступать должна.

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Поми луй, это уже очень сильно мелко!

ЛЕВША: А что же делать, если только так можно нашу работу за метить: тогда все и удивление окажется.

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Вижу, вижу! Дорогой ты мой! (Кидается целовать Левшу.) Я лучше всех знал, что мои русские меня не об манут. Глядите все, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую бло ху на подковы подковали!

(Все - Скоморохи, Платов, даже "зрители " - столпились над мел коскопом и восторгаются.)

ЛЕВША: Это еще не все уди вительное.

(Все удивленно смотрят на Левшу.)

ЛЕВША: Если бы был лучше мелкоскоп, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковке выставлено имя мастера, какой ту подковку делал.

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: И твое тут имя есть?

ЛЕВША: Никак нет, моего од ного и нет.

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Поче му же?

ЛЕВША: А потому, что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может.

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Где же ваш мелкоскоп, с которым вы ра ботали?

ЛЕВША: Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристре лявши.

ПЛАТОВ: Прости меня, бра тец, что я тебя за волосья отодрал.

ЛЕВША: Бог простит, - это нам не впервые такой снег на голову.

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Пове леваю: Левша повезет блоху анг личанам в подарок, чтобы там по няли, что нам это не удивитель но. Да умойте его и приоденьте. (Уходят.)

    Скоморох (выходит из-за щитов): Обмыли Левшу во всенародных банях, напоили на дорогу чаем, ременным поясом, что бы кишки не тряслись, и повезли в Лондон.

Сцена 8.

(Барабанная дробь. Скоморохи щи ты сдвигают: "Лондон ".)

1. Скоморох : В Лондоне нимфозорию кому надо сдали. Англичане ее рассмотрели в самый сильный мелкоскоп и сейчас в публицейские ведомости описание, чтобы завтра же на всеобщее известие клеветон вышел.

(Выходят Англичане с газетами в руках.)

АНГЛИЧАНЕ (хором): Клеве тон, клеветон!

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН:

Самого мастера мы сейчас хотим видеть.

ЛЕВША (входя) Тут я.

АНГЛИЧАНЕ (хлопают Лев шу по плечу, жмут руку): Камрад! Камрад! Хороший мастер! Выпьем за твое благополучие! (По дают ему чарку.)

ЛЕВША (крестится левой ру кой, пьет): За ваше здоровье.

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН: А зачем же ты левой рукой крес тишься?

ЛЕВША: А я левша, всё левой рукой делаю.

ВТОРОЙ АНГЛИЧАНИН: Где же ты учился и до каких пор арифметику знаешь?

ЛЕВША: Не знаю я арифметики.

ПЕРВЫЙ АНГ ЛИЧАНИН: Это удивительно!

ЛЕВША: У нас это так повсеместно.

ВТОРОЙ АНГ ЛИЧАНИН: Это жалко, лучше бы, если б вы из ариф метики хоть четы ре правила знали. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой машине расчет силы есть, а вот хоть вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую акку ратную точность рассчитана и ее подковок нести не может. Поэтому теперь она не прыгает и дансе не танцует.

ЛЕВША: Да, ко нечно, мы в науках не сошлись, только отечеству преданы.

ПЕРВЫЙ АНГ ЛИЧАНИН: Оста вайтесь у нас, мы вам большую обра зованность переда дим, из вас удивительный мастер выйдет.

ЛЕВША: Не, у меня дома роди тели.

ВТОРОЙ АНГ ЛИЧАНИН: А мы деньги будем высы лать вашим родите лям. И семью здесь свою заведете, за кон наш примете, женим вас.

ЛЕВША: Не, я вашу веру не приму. Наша вера самая пра вильная.

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН:

Ну вы у нас хоть немного погос тите, мы вас на своем корабле в Петербург после доставим. Хотите наши заводы и фабрики осмот реть? А вот познакомьтесь с на шим новейшим оружием.

(Англичане разворачивают черте жи, вносят какие-то ружья, пистолеты, складывают перед.Лев шой. Тот их рассматривает.)

ВТОРОЙ АНГЛИЧАНИН:

Убедились вы в пользе таблицы умножения?

ЛЕВША: Да, конечно. Эти ру жья не в пример нашим превосход нейши. И особенно мне понрави лось, что всякий работник у вас постоянно в сытости, обут в тол стые штиблеты, одет не в обрывках.

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН: Да разве может быть иначе?

ЛЕВША: Может. Покорно благодарствуйте на всем угоще нии, и я всем у вас очень доволен и все, что мне нужно было видеть, уже увидел, а теперь я скорее домой хочу. Вы меня одели, обули, денег дали, часы золотые подарили, благодарствуйте.

АНГЛИЧАНЕ (хорам): Ну что ж, прощай, камрад. (Уходят.)

Сцена 9.

(Барабанная дробь. Скоморохи раз двигают щиты с надписью "Петер бург ". На сцене лежит Левша. Зву чит фрагмент "Блохи " М. П. Му соргского. "Зрители" ахают.)

<» СКОМОРОХИ

(бросаясь к нему): Что с тобой, Левша?

ЛЕВША: Помираю...

2 СКОМОРОХ: Да кто ж тебя так?

ЛЕВША: На корабле плыл я...

Дед: Простыл, что ли, на корабле, да и водкой от не го разит. Надо в больницу его. (Убегает.)

ЛЕВША: Мне бы два слова го сударю сказать...

(1 скоморох входит в белом хала те и склоняется над Левшой.)

1 скоморох: Помер, стра далец.

2 СКОМОРОХ: Надо бы госу дарю передать слова Левши про ружья.

1 СКОМОРОХ: Да кто ж меня к нему пустит, скажут: "Знай свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешайся: в России на это генералы есть".

(Скоморохи медленно сдвигают щи ты, за которыми остался Левша. Из-за щитов выходит 1 СКОМОРОХ.)

1 СКОМОРОХ: Государю так и не сказа ли, чистка кирпичом все продол жалась аж до самой Крымской кампании. Как стали ружья заря жать, а пули в них болтаются, по тому что стволы кирпичом расчи щены. А доведи вельможи слова Левши до государя - в Крыму на войне с неприятелем совсем дру гой бы оборот был. Теперь все это уже "дела давно минувших дней".

(Все уходят. На сцене - один скоморох .)

2 Скоморох: Дважды два получилось пять, подкованная блоха не пляшет... Хорош Левша у Лескова или плох? Смеется Лесков над ним или восхищается? Правда это все или вымысел? Англичане дураки или умные? Восславить русский народ хотел Лесков или обидеть? Вот загадка так загадка!

(Звучит "Блоха " М. П. Мусоргско го, поет Шаляпин.)

ЛЕВША (из последних сил): Ска жите государю, что у англичан ру жья кирпичом не чистят: пусть что бы и у нас не чистили, а то, храни Бог, война, они стрелять не годятся.

Используемая литература и звукозаписи:

    Лесков Н.С. Повести. Рассказы; изд. М; Олимп; АСТ, 1999 (Школа классики) издание включает комментарии и методические рекомендации «В помощь учителю и ученику».

    Мраморнов О. статья Как сказ сказывался. В мире книг. № 2 -1981

    звукозапись: (сл.. В.Гёте, пер. А,Стуговщикова) "Блоха " М. П. Мусоргско го, поет Шаляпин.)

Цель: организация досуговой деятельности дошкольников в летний период .

Задачи: сформировать у детей представление о таком празднике, как Международный день левшей; познакомить детей с преимуществами, а также сложностями, с которыми сталкиваются леворукие люди.

Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята, уважаемы взрослые! Мы собрались сегодня с вами зале, чтобы отметить праздник, который состоялся в понедельник, 13 августа – Международный день левшей. Мы живём в большом мире, нас окружает много людей. Нам кажется, что все мы одинаковые, однако всё-таки мы сильно отличаемся друг от друга, например, ростом, физическими способностями, цветом волос и глаз, характером и так далее.

Есть различия и в том, какой рукой человек пользуется чаще для того, чтобы совершить привычные всем нам действия: причесаться, застегнуть молнию на куртке, взять ложку в руку или карандаш, зубную щётку. Ребята, поднимите правую руку те, кто этой рукой выполняет перечисленные мной действия. Как вас много! А теперь поднимите руку те, кто рисует, пишет левой рукой. Немного! Так вам удобнее, легче, сподручнее? (Да).

Интересно, что даже среди животных, есть левши и правши (праволапые и леволапые). Так, в дикой природе среди обезьян (шимпанзе) больше левшей. Это значит, что большинство шимпанзе срывают банан с пальмы именно левой лапой. Левши и белые медведи, они левой лапой ловят рыбу в реках.

Конкурс «Какой отпечаток». (Два силуэта рук на мольбертах).

А вот насколько хорошо вы, ребята, владеете левой рукой, я сейчас проверю. Но нам потребуются два мольберта. Вот они! Но посмотрите, что это? Кто-то оставил на их поверхности отпечатки своих рук! Исчезнут они только тогда, когда вы определите, какой отпечаток сделан правой, а какой левой рукой! (Дети высказывают свои предположения). А кто сможет выйти и доказать, что это именно так? (Ребёнок, подойдя к мольберту, прикладывает руки к отпечаткам).

Конкурс «Аппликация». (Ладошки, мольберты).

Для следующего конкурса под названием «Аппликация» мне нужны 4 человека. Вам сейчас нужно составить аппликацию из ладошек разных цветов, используя при необходимости овалы, круги, полоски картона. (2 человека встают к 1 мольберту, другие 2 человека встают к другому). Вам, ребятки, я предлагаю выложить перед нами цветок, а вам, ребята, насекомое (каких знаете? (…бабочку)).

Игра со зрителями (пока дети выполняют задания).

Пока команды выполняют задания, вам, ребята, я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Хлопалка». Для этого вам нужно встать у своих стульчиков и приготовить свои ладошки!

Хлопните:

— Все присутствующие.

– Только девочки.

– Только те, кто любит мороженое.

– Только те, у кого дома живёт собака.

– Только мальчики.

– Только те, у кого день рождения зимой.

– Только воспитатели.

– Только те, любит есть перец.

Конкурс «Художники».

Настало время следующего конкурса «Художники». Приглашаю ко мне двух детей. Возьмите маркеры в левую руку и подойдите каждый к своему мольберту. Предлагаю вам левой рукой нарисовать цветок.

Музыкальная пауза. (Включаю фонограмму).

Девочки и мальчики, выходите ко мне. Образуем круг. Мы исполним вместе весёлый танец, который называется «Лавата». Для этого я в ответ на мои слова вы хором должны сказать «а у соседа лучше».

Повторяйте:

(Идём по кругу, не держась за руки)

Дружно танцуем мы.

Тра-та-та, Тра-та-та,

Танец весёлый наш – это лавата.

(Останавливаемся).

Н аши руки хороши? хороши…

А у соседа? лучше!

Н аши руки хороши? хороши…

А у соседа? лучше!

(Все берутся за руки и поют) .

Припев.

Эстафета «Попади точно в цель». (2 таза, 12 шариков, 2 коробки).

Ребята, правшей большинство. Я, например, тоже правша. В правой руке держу кисточку, правой рукой перелистываю страницы книги, застёгиваю пуговицы. Пользуюсь в основном одной рукой. Леворуких детей рождается меньше, однако они, как правило, пробуют совершать те же действия как левой, так и правой рукой. Таким образом они развивают обе руки. Имеют левши преимущество и в спорте: сопернику сложнее подстроиться под леворукого соперника, отработать направление удара. Леворуких теннисистов, фехтовальщиков, боксеров, борцов очень не любят - с ними неудобно соревноваться .

Левая рука должна и вам принести успех в эстафете под названием «Попади точно в цель». Первые шесть ребят станут участниками команды «Пупсики», вторые шесть детей войдут в команду «Ловкачи». Вам нужно взять по одному шарику в левую руку и постараться попасть в таз. Команда, забросившая больше шариков, победит.

Эстафета «Покупатель». (2 столика, 2 подноса, 2 тазика, 12 продуктов).

Опять объявляю набор в команды «Пупсики» и «Ловкачи» по 6 человек в каждую. Представьте, что вы покупатели в магазине. Ваша задача – взять в левую руку поднос, подбежать к тазику, положить на поднос любой продукт и, держа поднос в левой руке, отнести продукт на столик (кассу). Команда, которая быстрее доставит последний продукт, победит.

Заключительное слово.

Я вам так скажу, ребята,
Не пристало в нашем веке
По руке с рожденья главной
Нам судить о человеке!
Ну с какой, скажите, стати
Все должны работать правой?
Тем, кто не согласен с этим,
Заявляю — вы не правы!
Человек двумя руками
Все дела обычно делал,
А не только самой правой
Или может только левой.
За поступки, за заслуги
Мы друг друга уважаем.
И левшам на всей планете
Равноправия желаем!

На этом наш досуг окончен. До свидания, до новых встреч!