Подводные силы тоф. День тихоокеанского флота вмф россии. ВМФ России - Тихоокеанский флот

Указом об образовании флотилии на Охотском побережье императрица Анна Иоанновна де-факто закрепила за Россией огромные неосвоенные пространства Восточной Сибири. Казаки и русские путешественники вышли к Тихому океану в середине XVII века и превратили устье реки Охота в опорную базу.

До первой половины XIX века Охотск (современный Хабаровский край) был основным портом России на Дальнем Востоке.

Однако географическое положение создавало множество объективных трудностей в развитии флотилии. В 1799 году император Павел I приказал отправить в Охотск три фрегата и три малых корабля. Это были первые полноценные боевые корабли, появившиеся на российском берегу Тихого океана.

В 1849 году главной базой флотилии стал Петропавловск-на-Камчатке (сейчас — Петропавловск-Камчатский). В 1856 году Охотская флотилия была переименована в Сибирскую с базой в Николаевске-на-Амуре вблизи Сахалина. С 1871 года и до текущего момента штаб флотилии располагается во Владивостоке.

В конце XIX века, преследуя экономические интересы, Российская империя стремилась укрепить свои позиции в Китае и Корее с помощью усиления Сибирской флотилии. Санкт-Петербург вступил в соперничество с Британской империей и стремительно возвышавшейся Японией.

  • «Варяг» после боя, 9 февраля 1904
  • Wikimedia Commons

В 1898 году Николай II утвердил программу масштабного строительства десятков боевых кораблей и судов обеспечения. Однако неудачная Русско-японская война 1904—1905 годов похоронила первые плоды трудов судостроителей и нанесла огромный ущерб дальневосточным морским силам.

Приказ №1

В 1922 году в Советской России были созданы Морские силы Дальнего Востока (МСДВ) на основе Амурской флотилии и базировавшихся во Владивостоке кораблей. Ослабленное последствиями гражданской войны новое советское государство не имело ресурсов для того, чтобы развивать морскую группировку.

В 1926 году МСДВ подверглись расформированию. Но вскоре рост военного могущества Японии заставил Москву передумать. 18 сентября 1931 года Квантунская армия вошла в Китай и создала на восточных границах СССР марионеточное государство Манчжоу-Го.

В конце 1920-х годов Морские силы Дальнего Востока пребывали в плачевной ситуации. Практически весь флот состоял из судов, построенных в царские времена. В 1931 году советское правительство распорядилось заложить десятки небольших боевых кораблей на верфях в Ленинграде и Николаеве.

11 мая 1932 года МСДВ получили 12 торпедных катеров типа Ш-4, а в сентябре 1934 года — 12 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V серии.

  • Подводная лодка «Щ-311»
  • Wikimedia Commons

28 апреля 1934 года в состав МСДВ вошли две субмарины типа «М» («Малютка»). В августе 1935 года Морские силы Дальнего Востока, переименованные к тому времени в Тихоокеанский флот, располагали 28 «Малютками».

Во второй половине 1930-х годов ТОФ были поставлены шесть сторожевых кораблей типа «Ураган» и 13 дизель-электрических подлодок типа «С» («Средняя»). К 1939 году Тихоокеанский флот насчитывал более 100 кораблей и субмарин. В тяжёлых финансовых условиях акцент был сделан на усилении ударной мощи подводного флота.

В послевоенное время руководство СССР изменило концепцию развития ТОФ. В годы противостояния с Западом костяк Тихоокеанского флота составляли крупные надводные корабли и атомные подводные лодки, вооружённые баллистическими ракетами с ядерными боеголовками.

Смена ориентиров

В 1990-е годы Тихоокеанский флот переживал период упадка из-за недостатка финансирования. В рамках сокращения Вооружённых сил были списаны авианесущие крейсера «Минск» и «Новороссийск», атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев», большие десантные корабли (БДК) проекта 1174 «Носорог»; противолодочные корабли (БПК) проекта 1134Б «Беркут», эсминцы проекта 956 «Сарыч», атомный разведывательный корабль «Урал».

  • Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»
  • РИА Новости

Согласно общепринятой классификации, данные корабли относились к первому рангу (водоизмещением более 5000 тонн). Они обеспечивали прочное присутствие СССР на Тихом океане, а также в Южной Азии и на Ближнем Востоке. ТОФ понёс колоссальные потери, хотя они во многом имели вынужденный характер.

С распадом СССР поменялись задачи, которые стояли перед Вооружёнными силами. Москва больше не стремилась к паритету с США и не воспринимала американских союзников (Японию и Южную Корею) как угрозу. К тому же поддержание в боеспособном состоянии огромных боевых кораблей требовало значительных расходов.

В 2000-е годы запущенные в РФ масштабные программы модернизации Вооружённых сил практически не затронули ТОФ. Первостепенное внимание уделялось состоянию Западного военного округа и Северного флота — главного звена ядерных сил России на море.

Оборонительная стратегия

В последние годы внимание к Тихоокеанскому направлению стало возвращаться. Принятая в июле 2015 года новая редакция Морской доктрины закрепила круг задач ТОФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Дислоцированные на Дальнем Востоке военно-морские силы должны прежде всего защищать экономические интересы РФ и охранять природные ресурсы региона. С этой целью Москва укрепляет береговую оборону региона.

До 2020 года планируется построить сотни объектов различного назначения на Курилах, которые являются воротами России в Тихий океан. В частности, военные городки появятся на островах Итуруп и Кунашир.

В ноябре 2016 года Россия разместила на Курильских островах противокорабельные комплексы «Бал» и «Бастион» и намерена перебросить ещё несколько дивизионов в 2017 году.

  • Береговой противокорабельный ракетный комплекс «Бал»
  • Wikimedia Commons

В течение 2017 года 18-ю пулемётно-артиллерийскую дивизию, которая охраняет архипелаг, сменит новое соединение. Помимо «Бала» и «Бастиона» дивизия на Курилах получит комплексы дистанционного наблюдения (беспилотники) «Элерон-3» и современную бронетехнику.

По мнению экспертов, в ближайшие годы на острове Матуа может появиться пятый пункт базирования Тихоокеанского флота. Этот остров, куда в июне Минобороны РФ отправит очередную экспедицию, расположен в середине Курильской гряды.

На Матуа будет возведена либо сухопутная часть, либо пункт базирования кораблей ближней морской зоны. Сейчас ТОФ пользуется инфраструктурой четырёх портов: во Владивостоке, в Фокино и в Большом Камне (Приморский край), а также в Вилючинске (Камчатка).

План модернизации

Главной проблемой ТОФ является износ крупных кораблей и деградация оборудования. С 2014 года надводные корабли и подлодки проходят процедуру ремонта и модернизации.

В январе 2017 года с Амурского судостроительного завода в порт Владивостока вернулась дизельная подводная лодка «Комсомольск-на-Амуре» проекта 877 «Палтус». До 2022 года ТОФ должен получить шесть улучшенных дизель-электрических субмарин проекта 636 «Варшавянка», который реализуется на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге.

Модернизация ожидает большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц» (проект 1155 «Фрегат»). По информации СМИ, судно оснастят пушками А-192 «Армат», ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО «Редут».

  • Большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц»
  • РИА Новости

Сейчас ремонт проходит противолодочный корабль «Маршал Шапошников» проекта 1155. В первой половине 2017 года ТОФ получит многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны корвет «Совершенный» проекта 20380.

Из открытых данных по состоянию на конец апреля 2017 года следует, что в состав ТОФ входят 23 субмарины: десять атомных подлодок с баллистическими и крылатыми ракетами, восемь дизельных субмарин и пять многоцелевых атомных подлодок.

Количество надводных кораблей оценивается в 51 единицу. Флагман ТОФ — атомный ракетный крейсер «Варяг» проекта 1164 «Атлант».

Боевую мощь Тихоокеанского флота подкрепляют ещё один ракетный крейсер, четыре больших противолодочных корабля, четыре больших десантных корабля, три эсминца, десять тральщиков, восемь малых противолодочных кораблей, четыре малых ракетных корабля и 16 катеров.

Успехи и ожидания

Эксперты полагают, что нынешняя структура и состав Тихоокеанского флота позволяют выполнять все требования, прописанные в Морской доктрине.

«Сегодня ТОФ развивается по трём направлениям: охрана морских границ, береговая оборона и ядерное сдерживание. Однако в связи с сирийским конфликтом наши корабли стали проводить в океане больше времени, чем в период холодной войны. Выучка экипажа находится на очень высоком уровне», — отметил в беседе с RT старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Василий Кашин.

При этом эксперт констатировал, что интенсивные дальние походы приводят к изнашиванию крейсеров и противолодочных кораблей. В связи с этим требуется плановая замена всех кораблей первого ранга, которые были построены в советский период.

«Но в ближайшие годы не произойдёт серьёзного обновления ТОФ, и на это есть объективные причины. Из-за разрыва отношений с Украиной возникли проблемы с газотурбинными двигателями для ВМФ. Но вопрос с локализацией их производства в РФ скоро будет решён», — пояснил Кашин.

Приморский военный эксперт, писатель Алексей Суконкин настроен более оптимистично. По его словам, в настоящее время происходит модернизация стоящих на службе кораблей и подлодок. В то же время ТОФ готовится к поступлению новых кораблей и субмарин.

«ТОФ будет передано не менее четырёх корветов проекта 20380. Сегодня на ходу три больших противолодочных корабля, эсминец «Быстрый» и ракетный крейсер «Варяг», способный уничтожить авианосец. На Камчатке в боевой состав вошли два новых атомных подводных ракетных крейсера стратегического назначения», — рассказал RT Суконкин.

  • Гвардейский ракетный крейсер «Варяг»
  • РИА Новости

Эксперт уверен, что подготовка военнослужащих ТОФ «сейчас такая, какой не было даже в советское время». Высокий уровень боевой подготовки был достигнут благодаря интенсивным учениям и постоянному присутствию флота в стратегически важных регионах Мирового океана.

«Кроме того, идёт пополнение морской авиации. В планах — создание трёх соединений морской пехоты — одного большого и двух маленьких. 72-я и 520-я береговые ракетные бригады будут полностью оснащены новыми противокорабельными комплексами, что позволит исключить возможность десантной операции противника на Курилах, Сахалине или в Приморье», — добавил Суконкин.

Алексей Заквасин

21 мая 1731 года по указу императрицы Анны Иоанновны для охраны дальневосточных рубежей страны была образована Охотская флотилия. С этого момента началась история Тихоокеанского флота России. Корабли Тихоокеанской эскадры, позже переименованной в ТОФ, принимали участие в Русско-японской и Великой Отечественной войнах, а во времена холодной войны осуществляли ядерное сдерживание США. Согласно планам Минобороны РФ, к 300-летнему юбилею тихоокеанцы получат более 70 новых боевых кораблей и вспомогательных судов. О славном прошлом и перспективах модернизации Тихоокеанского флота - в материале RT.

  • Большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов» в парадном строю
  • РИА Новости
  • Виталий Аньков

21 мая Тихоокеанский флот отмечает 287-ю годовщину со дня основания. История ТОФ началась с Охотской флотилии, учреждённой указом императрицы Анны Иоанновны. Более 100 лет дальневосточное подразделение боевых кораблей базировалось в Охотске, но в 1849 году поменяло прописку на Петропавловск-Камчатский.

В 1856 году Охотская флотилия была переименована в Сибирскую. В её составе перед Русско-японской войной (1904—1905 годы) царское правительство в короткие сроки сформировало 1-ю Тихоокеанскую эскадру, которая была уничтожена в боях с превосходящими силами противника.

Однако уже в 1922 году из оставшихся кораблей императорского флота большевики создали Морские силы Дальнего Востока (МСДВ). В 1935 году советское правительство переименовало МСДВ в Тихоокеанский флот.

Корабли и подлодки ТОФ приняли участие в Великой Отечественной войне в составе Северного флота. На фронт также была переброшена часть морских пехотинцев. В их числе был снайпер .

В годы холодной войны на ТОФ легла обязанность по ядерному сдерживанию США и мониторингу акватории всего Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). С этой целью в состав флота были включены корабли первого и второго рангов — авианесущие крейсеры, атомные ракетные крейсеры, эсминцы, большие десантные корабли, большие противолодочные корабли и фрегаты.

В 1990-е годы из-за недостатка финансирования, а также изменения стратегических задач количество крупных кораблей ТОФ было сокращено. Причём в 2000-е годы запущенные российским руководством программы обновления ВМФ практически не затронули Тихоокеанский флот, за исключением его ядерной составляющей.

С начала 2000-х годов ТОФ пополнился всего двумя крейсерами стратегического назначения, одним корветом, одним большим ракетным и тремя десантными катерами.

  • Гвардейский ракетный крейсер «Варяг»
  • РИА Новости
  • Виталий Аньков

На данный момент в состав надводного компонента Тихоокеанского флота входит 51 боевой корабль, включая 16 катеров и десять тральщиков. С 1996 года флагманом ТОФ остаётся тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг», построенный в 1989 году.

Ставка на «Калибры»

Однако уже к своему 300-летнему юбилею Тихоокеанский флот будет кардинально обновлён: по плану Минобороны России он получит более 70 боевых кораблей и вспомогательных судов. Как отметил командующий ТОФ адмирал Сергей Авакянц, модернизация флота предусмотрена госпрограммой вооружения (ГПВ) на 2018—2027 годы.

Так, Тихоокеанский флот ожидает поступления кораблей и субмарин, оснащённых . Речь идёт о корветах проекта 20380, малых ракетных кораблях (МРК) » и дизель-электрических субмаринах .

«Прошлым летом мы получили первый корабль проекта 20380 — . В текущем году примем корвет «Громкий» этой же серии. Всего мы рассчитываем принять на вооружение до четырёх корветов с оптимальным составом вооружения, а в перспективе — довести их общее количество до восьми единиц», — сообщил Авакянц.

  • Корвет Тихоокеанского флота РФ «Совершенный»
  • РИА Новости
  • Ильдус Гилязутдинов

По словам адмирала, уже в следующем году Минобороны заключит контракт на строительство шести «Каракуртов» с ПАО «Амурский судостроительный завод» и АО «Восточная верфь». Авакянц подчеркнул, что корабли проекта 22800 по мореходным качествам и боевым возможностям — одни из лучших в классе МРК.

На сегодняшний день в процессе постройки на «Адмиралтейских верфях» находятся две субмарины проекта 636.3 — «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов». Также подписаны контракты на строительство четырёх аналогичных субмарин. Предполагается, что все шесть подлодок будут сданы в эксплуатацию до 2023 года.

Помимо этого, ТОФ проводит модернизацию существующего корабельного состава. В частности, в скором времени будут завершены работы на малом ракетном корабле проекта 1234 «Смерч».

Укрепление обороны

В состав Тихоокеанского флота в ближайшие годы должно войти несколько подводных атомоходов, которые позволят укрепить морской компонент стратегических ядерных сил РФ. Планируется, что в 2020 году ТОФ получит два крейсера проекта 955 «Борей» — «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III».

«Бореи» станут носителями твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-30 «Булава», разработанных в 2012 году. Новейшая ракета, как утверждает Минобороны, неуязвима для любой системы ПРО. Главные достоинства «Булавы» — простота обслуживания и способность маневрировать на разгонном участке.

Для ТОФ также строятся две многоцелевые атомные подлодки проекта 885М «Ясень-М» («Новосибирск» и «Красноярск»), которые флот может получить уже в 2020 году. Западные СМИ предполагают, что эти субмарины предназначены для отслеживания перемещений подводного флота США.

Сейчас в состав Тихоокеанского флота входят три крейсера стратегического назначения — два «Борея» («Александр Невский» и «Владимир Мономах») и одна атомная подводная лодка проекта 667БДР «Кальмар» («Рязань»).

Крылатыми ракетами вооружены пять атомоходов проекта 949А («Иркутск», «Челябинск», «Тверь», «Омск», «Томск»), пять подводных лодок проекта 971 «Щука-Б» («Кашалот», «Братск», «Магадан», «Кузбасс», «Самара») и восемь дизельных субмарин проекта 877 «Палтус».

Как полагают эксперты, за последние годы наибольших успехов ТОФ достиг в укреплении береговой обороны. Флот получил противокорабельные ракетные комплексы «Бастион» и «Бал», зенитный ракетный комплекс С-400 «Триумф». Арсенал пополнился бронетранспортёрами БТР-82А и танками Т-80БВ.

По информации Минобороны России, на вооружении морской авиации ТОФ появились модернизированные палубные вертолёты Ка-29, противолодочные самолёты Ил-38Н с современной патрульной системой «Новелла», которая способна обнаруживать авиацию противника на расстоянии до 90 км, корабли — до 320 км.

Дополнительный стимул развитию ТОФ должно придать начавшееся в 2010 году восстановление военной инфраструктуры — российского дальневосточного форпоста. Работы должны преимущественно завершиться в 2020 году.

  • Почётный караул тяжёлого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий»

В перспективе ТОФ может получить пункт базирования на Матуа — одном из островов Курильского архипелага. Сейчас силы Тихоокеанского флота размещены во Владивостоке, Фокине (Приморский край), Большом Камне (Приморский край) и Вилючинске (Камчатка), где дислоцированы крейсеры стратегического назначения.

В беседе с RT старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Василий Кашин предположил, что даже в текущем состоянии ТОФ способен эффективно выполнять задачи по защите рубежей и охране экономических ресурсов региона. Однако для того, чтобы установить господство на просторах АТР, России необходимо заложить корабли первого и второго рангов.

«ТОФ совершает очень интенсивные дальние походы. Такая нагрузка увеличивает износ корабельного состава. К тому же почти все корабли были построены в советскую эпоху, и модернизация эту проблему не решит. В плановом порядке их необходимо заменить. В то же время активность Тихоокеанского флота свидетельствует о высоком уровне подготовки военнослужащих», — отметил Кашин.

Тихоокеанский флот - военная структура ВМФ РФ оперативно-стратегического назначения, которая обеспечивает безопасность территории Азиатско-Тихоокеанского региона. У его служащих есть свой профессиональный праздник.

Кто празднует

В 2020 году событие по традиции справляют представители Тихоокеанской флотилии, военное руководство.

История праздника

Дата чествования служащих Тихоокеанского флота связана с историческим фактом. 21 мая 1731 года высшим правительственным органом российского государства - Сенатом - был подписан Указ о создании Охотской военной флотилии, базируемой в Охотском военном порту. С этого дня флотилия получила статус постоянной единицы военных сил, что позволило получить импульс для развития.

Россия остро нуждалась в регулярной армии на воде. В это время с дальневосточных границ Российского государства стали поступать сведения об атаках маньчжуров, китайцев и японцев. Для отражения нападений необходимо было создать военные мощи на рубежах дальневосточного направления. После выхода Указа Сената строительство кораблей и укрепление портов начало производиться с удвоенной силой. Новая флотилия стала гарантом безопасности торговых путей и промыслов в близлежащих районах Тихого океана и его побережья.

С тех времен Тихоокеанский флот не раз проходил трансформацию своих боевых мощностей, штатного состава, руководящих органов. Но самым главным оставались отвага и мужество русского моряка, готового отдать жизнь за Родину и свой народ. Немало славных страниц в боевую историческую летопись России вписано служащими флагмана Тихоокеанского флота - крейсера «Варяг». Особого уважения и почета снискали русские моряки в годы Великой Отечественной войны.

В настоящее время служащие одного из самых старейших флотов России продолжают достойно нести вахту по защите границ своей Родины. Для укрепления сил флотилии внедряются инновационные изыскания в сфере военного дела. В ближайшее время планируется модернизация материально-технического состояния Тихоокеанского флота.

О Тихоокеанском флоте

База Тихоокеанского флота находится во Владивостоке. Основные задачи, которые решают его служащие - ядерное противостояние путем поддержания стратегических ядерных возможностей морского назначения России, защита регионов и районов, имеющих важное экономическое значение, безопасность судоходства на вверенной водной территории. Государственно важной целью деятельности Тихоокеанского флота также является выполнение обязательств правительства по реализации внешнеполитических мероприятий в районах Мирового океана.

Тихоокеанский флот РФ защищает интересы России в том регионе, который уже стал новым экономическим центром мира и очень быстро становится центром военным и политическим. По чисто географическим обстоятельствам в случае войны он окажется изолирован от остальных трех российских флотов. Более того, внутри самого ТОФ будут изолированы друг от друга Приморская и Камчатская флотилии. При этом на самом Дальнем Востоке кораблестроение и судоремонт развиты гораздо хуже, чем в европейской части страны.

Большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев»

Что есть у России на Тихоокеанском флоте

Сегодня в состав ТОФ входят:
— 3 атомных ракетных подлодки (РПК СН или ПЛАРБ) пр. 667БДР (устарели и в ближайшее время будут списаны);
— по 5 и (из них по 3 в ремонте или консервации);
— 8 дизельных ;
— пр. 1164 (атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» пр. 1144 находится в консервации и шансов выйти из нее не имеет);
— 1 эсминец пр. 956 (еще 3 в консервации без шансов на реанимацию);
— 4 больших противолодочных корабля (БПК) пр. 1155;
— 8 МПК пр. 1124М;
— 4 малых ракетных корабля (МРК) пр. 12341;
— 10 ракетных катеров пр. 12411;
— 9 тральщиков;
— 4 больших десантных корабля (БДК), из них 1 крайне устаревший пр. 1171, 2 пр. 775 и 1 пр. 775М.

Практически все эти корабли введены в строй в 1980-е годы. Никакого реального обновления ТОФ не ожидается, если не считать 1 — весьма неудачного по конструкции корабля, рассчитанного на экспорт в развивающиеся страны, но зачем-то навязанного ВМФ РФ.

Кроме того, видимо, именно на ТОФ приткнут два французских недоразумения, известные как . Впрочем, это логично. Единственная мыслимая задача для этих железных коробок в составе ВМФ РФ – использование их в качестве транспортных судов для перевозки войск из России в Россию, т.е. с материка на Курильские острова.

Ударная мощь ТОФ США

Сравнение российского Тихоокеанского флота с другими флотами данного региона производит крайне тяжелое впечатление. Если раньше Атлантический и Тихоокеанский флоты США были практически равны по силам с точностью до корабля, то теперь приоритет отдается ТОФ США, в его составе предполагается иметь не менее 60% ВМС США.

Сегодня в составе ТОФ США :
— из подлодок — 8 ПЛАРБ и 2 ПЛАРК типа «Огайо» (на ПЛАРБ по 24 БРПЛ «Трайдент-2», на ПЛАРК по 154 КРМБ «Томагавк»), 30 ПЛА (24 типа «Лос Анджелес», 3 типа «Си Вулф», 3 типа «Вирджиния»);
— 6 атомных авианосцев типа «Нимиц»;
— 12 крейсеров типа «Тайкондерога»;
— 33 эсминца типа «Арли Берк»;
— 8 фрегатов типа «Оливер Перри»;
— 5 УДК (1 типа «Тарава», 4 типа «Уосп»);
— 5 десантных вертолетоносных кораблей-доков — ДВКД (1 типа «Остин», 4 типа «Сан Антонио»);
— 6 десантных транспортно-дока — ДТД (4 типа «Уидби Айленд», 2 типа «Харперс Ферри»).

Американский атомный авианосец «Джордж Вашингтон» в порту города Пусан, Южная Корея

В состав флота поступают новые ПЛА типа «Вирджиния», эсминцы типа «Арли Берк», ДВКД типа «Сан Антонио», списываются ПЛА типа «Лос Анджелес» и фрегаты типа «Оливер Перри», в ближайшее время уйдут последние УДК типа «Тарава» и ДВКД типа «Остин».

ТОФ США обладает гигантских ударным потенциалом, поскольку все ПЛА, крейсера и эсминцы являются носителями КРМБ «Томагавк» . Кроме того, из 5 крейсеров и 16 эсминцев ВМС США, способных решать задачи ПРО, все, кроме одного крейсера, входят в состав ТОФ.

Единственный соперник американцев – китайский флот

Единственным достойным противником американцев на Тихом океане сегодня является ВМС Китая. Китайский подводный флот является крупнейшим в мире, он насчитывает подводных лодок — 5 ПЛАРБ (1 пр. 092 и 4 пр. 094), 8 ПЛА (по 4 пр. 091 и 093) и не менее 60 ПЛ (до 10 пр. 041А, 8 пр. 636ЭМ, по 2 пр. 636 и 877, 13 пр. 039G, 5 пр. 035G, 13 пр. 035, до 8 пр. 033). Все ПЛА и ПЛ пр. 041А, 636ЭМ и 039G вооружены ПКР. Старые ПЛ пр. 033 и 035 списываются, вместо них строятся ПЛ пр. 041А, начато строительство ПЛА пр. 095 и ПЛ пр. 043.

Авианосец «Ляонин» (несостоявшийся советский «Варяг») привлекает очень большое внимание внешних наблюдателей. Однако в связи со своеобразием конструкции (трамплин вместо катапульты) и фактическим отсутствием палубных самолетов (пока имеются всего 4 самолета J-15) он навсегда останется учебно-экспериментальным кораблем, а не полноценной боевой единицей. Настоящие авианосцы собственной постройки появятся в Китае не ранее чем через 10 лет.

Эсминцев в составе ВМС НОАК насчитывается 25 : 2 пр. 956, 2 пр. 956ЭМ, 3 пр. 052С, 2 пр. 052В, 2 пр. 052, 2 пр. 051С, 1 пр. 051В, 2 пр. 051 «Люйда-3», 1 пр. 051 «Люйда-2» и 8 пр. 051 «Люйда-1» (еще один корабль пр. 051 передан Береговой охране). Все «Люйды» постепенно списываются, на замену им строятся эсминцы пр. 052С (еще 3 единицы, т.е. всего будет 6). Начиная с 3-го корабля данной серии они уже не несут российских систем вооружения. В частности, ЗРС С-300Ф с ПУ револьверного типа заменена на ННQ-9 с УВП.

Эскадренный миноносец «Харбин» во время российско-китайских учений в Желтом море

Одновременно начато строительство «китайских «Иджисов» — эсминцев пр. 052D , на которых будет размещена универсальная УВП на 64 ракеты различных классов (КРМБ, ПКР, ЗУР, ПЛУР). Их в составе китайского флота будет, как минимум, 10 единиц (сейчас строятся первые 4, из них 3 уже спущены на воду). Китай станет четвертой страной в мире (после США, Японии и Республики Корея), имеющей корабли подобного класса. Они смогут входить как в авианосные соединения в качестве кораблей охранения, так и в оперативные группы для самостоятельных действий в открытом океане, в т.ч. на значительном удалении от берегов КНР, включая нанесение ударов по береговым целям. Это придает ВМС НОАК совершенно новое качество, которого китайский флот не имел никогда в современной истории.

Фрегатов китайский флот сейчас имеет 48 : 15 пр. 054А, 2 пр. 054 и 31 пр. 053 шести разных модификаций (10 пр. 053Н3, 4 пр. 053Н2G, 6 пр. 053Н1G, 3 пр. 053Н2, 6 пр. 053Н1, 2 пр. 053Н). Кроме того, два старых фрегата пр. 053Н переданы Береговой охране, один фрегат того же проекта переделан в корабль поддержки десанта (вооружен РСЗО), один фрегат пр. 053НТ-Н используется как учебный. Фрегаты пр. 053 ранних модификаций постепенно списываются, строятся корабли пр. 054А (всего будет построено не менее 20).

Наряду с традиционным для ВМС НОАК ударным вооружением (8 ПКР С-803 в контейнерных ПУ) корабли пр. 054А стали первыми китайскими фрегатами, имеющими адекватную для кораблей такого класса ПВО: УВП на 32 ЗУР HHQ-16 (созданы на основе российского ЗРК «Штиль»). Благодаря этому данные фрегаты станут универсальными эскортными кораблями, которые можно будет использовать для охраны авианосцев вблизи своих берегов и для усиления эсминцев в открытом океане. Китай уже сейчас обладает самым большим в мире флотом фрегатов. Очевидно, что их количество будет поддерживаться на уровне около 50 единиц при постоянном улучшении их качества.

Традиционно очень развит в Китае «москитный флот». Сегодня он включает 119 ракетных катеров (83 скоростных катамарана пр. 022, 6 пр. 037-II, 30 пр. 037-IG) и до 250 сторожевых катеров . Определенной сенсацией последнего года стало массовое строительство в Китае кораблей пр. 056. Еще год назад о них вообще ничего не было известно. Первый корабль данного типа был заложен в мае 2012 года. Сегодня 6 таких корабля находятся в строю, не менее 10 строятся, либо находятся на испытаниях. Общее количество кораблей в серии заведомо превысит 20 единиц (может дойти и до 50).

Подобный темп строительства не имеет аналогов в послевоенной истории ни в одной стране мира. Он особенно впечатляет с учетом того факта, что строятся достаточно крупные корабли (водоизмещение около 1,5 тысяч тонн, длина 95 м). В самом Китае они классифицируются как фрегаты, в зарубежных источниках – как корветы. Для сравнения можно сказать, что в России схожих по размерам, водоизмещению и вооружению корветов пр. 20380 за 12 лет (первый начал строиться в 2001 году) введено в строй 3 единицы, т.е. китайский темп ввода в строй подобных кораблей в 24 (!) раза выше, чем в у нас.

Десантные силы ВМС НОАК велики, они включают 3 ДВКД пр. 071, 30 больших и до 60 средних десантных кораблей . Каждый ДВКД вмещает до 800 морских пехотинцев и 50 единиц бронетехники, которые могут перебрасываться с корабля на берег с помощью имеющихся на борту ДВКД 4 десантных катеров на воздушной подушке и 4 вертолетов. Нельзя также не отметить беспрецедентно высокие возможности китайской кораблестроительной промышленности, которые она сейчас демонстрирует.

В настоящий момент на верфях и на плаву строятся и достраиваются одновременно 6 эсминцев, 4 фрегата, не менее 9 корветов, а также около 10 атомных и дизельных ПЛ и не менее 1 ДВКД, т.е. как минимум 30 единиц только боевых кораблей . Подобные темпы строительства флота недоступны даже для США, с любой другой страной просто отсутствует возможность для сравнения.

Россия не конкурент и флотам другим тихоокеанских стран

ВМС Тайваня за последние годы сильно отстал от китайского и утратил реальные перспективы конкуренции с ним, тем не менее, его надводные силы весьма велики. Подводный флот Тайваня, состоящий из 2 ПЛ голландской постройки 1980-х годов и 2 ПЛ американской постройки 1940-х годов, можно считать несуществующим. Что касается надводного флота, то Тайвань имеет 4 американских эсминца типа «Кидд», по 8 американских же фрегатов типов «Оливер Перри» и «Нокс», 6 французских фрегатов типа «Лафайет», около 90 ракетных корветов и катеров.

ВМС Японии входят в пятерку сильнейших в мире. Все их корабли и подлодки построены в самой стране, при этом их вооружение, в основном, американского производства, либо производится в Японии по американской лицензии. В то же время Япония напрямую участвует в разработке корабельных ЗУР «Стандарт». Пресловутая система ПРО США, на самом деле, в основном является мифом. Единственный ее реально существующий компонент – морской, основанный именно на ЗУР «Стандарт» различных модификаций. И, фактически, он является не американским, а американско-японским.

Японский эсминец типа «Конго» во время американо-японских учений около острова Кауаи, Гавайи

Подводный флот Японии состоит только из дизельных (неатомных) ПЛ. Сейчас в его составе 5 ПЛ типа «Сорю» (еще 2 строятся), 11 типа «Оясио», 1 типа «Харусио» (еще 3 ПЛ этого типа используются как учебные). Все крупные надводные корабли ВМС Японии классифицируются как эсминцы, что в некоторых случаях довольно странно. Среди этих эсминцев, кроме действительно эсминцев, есть авианесущие корабли (вертолетоносцы), крейсера и фрегаты.

«Эсминцы»-вертолетоносцы — 2 корабля типа «Хьюга» и 2 типа «Сиранэ». Если эсминцы «Сиранэ» – действительно вертолетоносцы, то новейшие «Хьюга» являются по размерам и архитектуре легкими авианосцами, способными нести до 10 штурмовиков СВВП. Однако Япония таких самолетов не имеет, поэтому де-факто данные корабли используются также как вертолетоносцы. «Эсминцы», по сути, являющиеся крейсерами — 2 корабля типа «Атаго» и 4 типа «Конго». Они оснащены системой «Иджис» и, благодаря этому, могут быть составной частью морского компонента ПРО.

Среди собственно эсминцев наиболее современными являются корабли трех типов, фактически, являющихся тремя модификациями одного проекта: 2 типа «Акидзуки» (еще 2 строятся), 5 типа «Таканами», 9 типа «Мурасамэ». Имеются также более старые эсминцы: 6 типа «Асагири» (еще 2 используются как учебные), 5 типа «Хацуюки» (еще 3 как учебные), 2 типа «Хатакадзе». Наконец, «эскортные эсминцы», т.е. фрегаты — 6 кораблей типа «Абукума».

В состав ВМС Японии также входят 6 ракетных катеров типа «Хаябуса», 28 тральщиков, 3 ДТД типа «Осуми». Последние существенно повысили десантные возможности японского флота, однако в целом они остаются весьма ограниченными, проводить серьезные десантные операции ВМС и Силы самообороны в целом не могут.

ВМС Республики Корея еще два десятилетия назад состояли из американских артиллерийских эсминцев постройки 1940-х годов, посредственных собственных фрегатов типа «Улсан» и сотен корветов и сторожевых катеров, рассчитанных на борьбу с огромным «москитным флотом» КНДР. К сегодняшнему дню Республика Корея построила отличный океанский флот, вошедший в десятку сильнейших в мире, обладающий очень мощными ударными возможностями и чрезвычайно сильной ПВО.

Благодаря сотрудничеству с Германией Республика Корея за короткий срок создала с нуля один из самых мощных в мире подводных флотов, состоящий из 9 ПЛ пр. 209 и 3 ПЛ пр. 214. За не менее короткий срок были построены 12 эсминцев трех модификаций, последняя из которых (3 эсминца типа «Сэджон Тэван») представлена, по сути, самыми мощными в мире надводными боевыми неавианосными кораблями. Эти корабли, оснащенные системой «Иджис», имеют на вооружении УВП на 80 ЗУР «Стандарт», УВП на 32 КРМБ «Хюнму-3» (сравнимы по ТТХ с «Томагавком», хотя имеют меньшую дальность полета – 1,5 тысяч км) и 16 ПЛУР «Ред Шарк», а также 4х4 ПУ ПКРК «Хэсон». Все эти ракеты, кроме «Стандартов» – собственной разработки, хотя и с американским влиянием.

Начато строительство фрегатов типа «Инчхон» (будет от 18 до 24, они заменят 9 «Улсанов»), на вооружении которых также будет до 4 КРМБ «Хюнму-3». Построены 2 ДВКД типа «Докдо», превосходящие по своим ТТХ европейские корабли того же класса, строятся еще 2 аналогичных корабля. При этом в составе ВМС остается до 100 сторожевых катеров и корветов. Строятся новые корветы с ракетным вооружением.

Если пройти еще дальше на юг, то нельзя не упомянуть ВМС Таиланда . В их составе – легкий авианосец, 8 фрегатов (2 американских типа «Нокс», 6 китайских: 4 пр. 053, 2 типа «Наресуан» с западным вооружением), 2 учебных фрегата, 7 корветов и 6 ракетных катеров.

У ВМС Индонезии имеется 2 немецких ПЛ пр. 209, 9 фрегатов голландской постройки (один из них недавно вооружен новейшими российскими ПКР «Яхонт»), 20 корветов. В составе ВМС микроскопического Сингапура – по 6 самых современных ПЛ, фрегатов и корветов. Наконец, Австралия имеет 6 ПЛ типа «Коллинс» шведской постройки и 12 фрегатов – 4 американских типа «Оливер Перри» и 8 собственных типа АНЗАК.

Таким образом, если подводные силы ТОФ РФ хотя бы входят в пятерку сильнейших на Тихом океане, то надводные находятся в самом конце первой десятки с шансами выпасть даже из нее из-за быстрого роста ВМС Малайзии и Вьетнама . Разумеется, далеко не все из стран, от которых мы отстали, являются вероятными противниками. Тем не менее, ситуация на Дальнем Востоке складывается катастрофическая . В силу геополитической ситуации ТОФ однозначно должен быть главным из наших флотов. Но именно он находится в полнейшем загоне, причем в Москве почему-то это считают нормой.

Все европейские российские флоты и Каспийская флотилия хоть понемногу, но обновляются. ТОФ этого не удостаивается. Все европейские флоты и флотилия на своих ТВД входят в тройки сильнейших, ТОФ, в целом, не попадает и в пятерку. Но и это Москву, похоже, не волнует.

/Александр Храмчихин, зам.директора Института политического и военного анализа, rusplt.ru /

До распада Советского Союза развитию Тихоокеанского флота придавался особый приоритет. Это оперативно-стратегическое объединение советского ВМФ выполняло ряд особо важных задач, которые и были причиной соответствующего отношения к нему. Атомные стратегические подводные лодки Тихоокеанского флота находились на боевом патрулировании в Тихом и Индийском океанах и были готовы в любой момент нанести ракетно-ядерный удар по территории противника. Надводные корабли и многоцелевые подлодки отслеживали перемещение корабельных групп и субмарин вероятного противника, а специально созданная 8-я оперативная эскадра осуществляла патрулирование в Индийском океане и Персидском заливе. К сожалению, после распада СССР Тихоокеанский флот, как и другие составляющие обороны страны, потерял необходимую поддержку на государственном уровне. В результате за считанные годы его потенциал значительно снизился и даже через два десятка лет после начала катастрофических изменений Тихоокеанский флот далек от своих прежних возможностей.

Проект 667БДР «Кальмар»

В настоящее время в составе ТОФ есть только три подлодки, способные нести стратегические ракеты. Это корабли проекта 667БДР «Кальмар»: К-223 «Подольск», К-433 «Святой Георгий Победоносец» и К-44 «Рязань». Самый новый из них – «Рязань» – начал службу еще в 1982 году и сейчас находится в ремонте. Три «Кальмара» тихоокеанского флота – последние представители этого проекта в ВМФ России. Десять других подлодок списаны и утилизированы либо проходят утилизацию, а еще одна (К-129 «Оренбург») переоборудована в носитель сверхмалых субмарин. Таким образом, в течение нескольких следующих лет все оставшиеся лодки проекта 667БДР будут выведены из состава флота ввиду морального и материального устаревания.

Состояние многоцелевых атомных подлодок Тихоокеанского флота выглядит не так плохо. В боевом составе флота числится по пять лодок проектов 949А «Антей» и 971 «Щука-Б». Шесть многоцелевых субмарин обоих типов в настоящее время находятся на ремонте. Стоит отметить, что ход ремонта одной из подлодок (К-391 «Братск» проекта 971) недавно был жестко раскритикован министром обороны С. Шойгу. Дело в том, что эта субмарина уже шесть лет стоит в доке и единственный заметный результат такого ремонта – колоссальные затраты министерства обороны. Дата возвращения «Братска» в состав боеготовых сил до сих пор не названа.

К-490 и К-391 Братск. Тихий океан, Авачинская губа, бухта Крашенинникова

Самая лучшая ситуация наблюдается с дизель-электрическими подлодками. Из восьми субмарин проекта 877 «Палтус», в настоящее время небоеготовы лишь две – Б-187 и Б-394. Все остальные в строю и готовы к несению боевой службы. При этом лодки проекта 877 не являются самыми "молодыми" в составе Тихоокеанского флота. Они начинали свою службу с 1988 по 1994 год. Для сравнения, последний «Антей» (К-150 «Томск») вошел в состав флота немного позже, в 1996-м.

К-150 «Томск»


Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» проекта 1144 «Орлан»

Удручающе выглядит ситуация с ракетными крейсерами. Самый крупный корабль этого класса, «Адмирал Лазарев» проекта 1144 «Орлан», с конца девяностых годов находится в отстое. Время от времени появляются сообщения о возможном ремонте и модернизации корабля, но пока они остаются лишь словами. Второй ракетный крейсер Тихоокеанского флота в строю и является его флагманом. Это «Варяг» проекта 1164 «Атлант». Этот крейсер активно участвует в различных учениях и походах. По различным оценкам, «Варяг» сможет прослужить еще 15-20 лет. При своевременной модернизации этот срок может быть значительно увеличен.

Крейсер «Варяг» во Владивостоке в 2010 году

Адмирал Трибуц (большой противолодочный корабль)

На фоне других кораблей выгодно выделяются большие противолодочные. Все четыре БПК проекта 1155 Тихоокеанского флота («Маршал Шапошников», «Адмирал Трибуц», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Пантелеев») находятся в строю. Несмотря на некоторые незначительные проблемы, присущие эксплуатации любого подобного корабля, все большие противолодочные корабли Тихоокеанского флота могут выполнять поставленные задачи.

С эсминцами проекта 956 ситуация гораздо хуже. Из четырех таких кораблей в строю сейчас лишь один «Быстрый». «Боевой», «Бурный» и «Безбоязненный» находятся на ремонте или на консервации. В дальнейшем планируется модернизировать и вернуть в боевой состав ТОФ все эти корабли.

Корабли и катера прочих классов полностью в строю, а не в отстое или на ремонте. Таким образом, Тихоокеанский флот располагает четырьмя малыми ракетными кораблями проекта 12341, восемью малыми противолодочными кораблями проекта 1124М и одиннадцатью ракетными катерами проекта 12411. Для обеспечения высадки морской пехоты в базах Тихоокеанского флота есть четыре больших десантных корабля проектов 1171 и 775, а также столько же десантных катеров проектов 1176 и 11770. Наконец, в составе Тихоокеанского флота находятся девять тральщиков проектов 1265 и 266М.

Нетрудно заметить, что по количественному и качественному составу Тихоокеанский флот значительно отстает от Северного. Кроме того, в различных источниках утверждается, что не менее половины кораблей и катеров флота находятся в эксплуатации с превышением рекомендованных межремонтных сроков. Также некоторое количество кораблей превысило расчетный срок службы или приближается к нему. В последние годы начато строительство нескольких кораблей, которые в будущем будут служить на Тихоокеанском флоте. В течение нескольких следующих лет планируется серьезно обновить материальную часть этого оперативно-стратегического объединения.

РПКСН проекта 955 «Борей». «Александр Невский»

Прежде всего необходимо отметить стратегические ПЛА проекта 955 «Борей». «Александр Невский», вторая подлодка этого проекта, будет входить в составе Тихоокеанского флота. Также в базы флота в ближайшие годы придут первые два универсальных десантных корабля типа «Мистраль». Передача этих кораблей запланирована на 2014 и 2015 годы. До 2020 года Тихоокеанский флот получит несколько корветов проекта 20380, противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок» и десантные катера нескольких типов. Кроме того, возможны ремонт и модернизация тяжелого ракетного крейсера «Адмирал Лазарев», а также продолжаются аналогичные работы на эсминцах проекта 956 и подлодке «Рязань».

В будущем планируется обновить большое количество надводных кораблей и подводных лодок различных типов. Специально для выполнения подобных работ некоторое время назад в составе Объединенной судостроительной корпорации появилась новая организация: Дальневосточный центр судостроения и судоремонта. В обязанности этой организации входит координация действий различных предприятий и обеспечение полноценного обслуживания кораблей и вспомогательных судов Тихоокеанского флота. При этом нельзя не отметить, что создание Центра – лишь первый шаг. Судя по ситуации с подлодкой «Братск», потребуется немало проверок и структурных изменений, прежде чем дальневосточные судостроительные и судоремонтные предприятия смогут полноценно выполнять возложенные на них задачи.

Также необходимо затронуть тему инфраструктуры. Корабли не могут служить без соответствующим образом оборудованных причалов и т.п. В конце марта в «Известиях» появилась статья, в которой со ссылкой на некоего представителя министерства обороны говорилось о степени готовности базы в Вилючинске к приему новой подлодки «Александр Невский». По словам источника, новый пирс и ряд вспомогательных объектов, необходимых для службы подлодок, планировалось достроить еще год назад, но они до сих пор не готовы. В связи с этим, как утверждается, министр обороны решил лично проинспектировать планируемое место размещение инфраструктуры и одобрить его. Кроме того, требуется построить инфраструктуру для подводников: дома, школы, больницы и т.п.

Все необходимые работы и меры связаны с большими затратами финансов, сил и времени. Тем не менее, выбора нет. За время, прошедшее с распада Советского Союза, численность кораблей Тихоокеанского флота сократилась примерно в два раза. Это соответствующим образом ударило как по перспективам самого флота, так и по обороноспособности всей страны. Сейчас появилась возможность заняться обновлением и улучшением флота и ей необходимо воспользоваться. Несмотря на все финансовые, политические, социальные и т.п. проблемы, которые преследовали нашу страну в прошлые годы, важность Тихого океана для Военно-Морского Флота России осталась прежней. На нем по-прежнему должен быть мощный и боеготовый флот.

По материалам сайтов:
http://russian-ships.info/
http://flot.com/
http://vpk-news.ru/
http://izvestia.ru/
http://lenta.ru/