Вербное воскресенье кратко о празднике. Вербное воскресение — праздник ожидания чуда. Свойства освящённой веточки вербы


Правильное название этого христианского праздника – Вход Господень в Иерусалим. Незадолго до этого события Христос сотворил чудо воскрешения – вернул жизнь умершему четыре дня назад Лазарю, чем поразил народ иудейский.

Иисус въехал в город как Победитель смерти и греха, как Царь, добровольно вступивший на стезю телесных страданий, чтобы открыть всем верующим путь в Царствие небесное, и дарующий бессмертие их душам.

Фарисеи запрещали чествовать Христа, однако простой народ приветствовал его радостными возгласами и устилал дорогу своими одеждами, пальмовыми листами и веточками вербы с мягкими и пушистыми почками.

Отсюда и пошёл обычай приносить в этот день в церковь ветки молодых ивовых растений – ветлы или вербы.

Чтобы узнать, какого числа празднуется Вербный день, нужно уточнить, на какую дату по церковному календарю приходится главное христианское торжество – Светлое Воскресение Господне. Последнее воскресенье перед Пасхой и будет считаться Вербным.

Традиции и обычаи

В весенний день веточки вербы традиционно освящаются в православных храмах святой водой и, как утверждают верующие, несут в себе целый ряд целебных свойств.

Традиции использования веток ивовых деревьев как оберегов, избавляющих от различных неприятностей, сохранились и по сей день:

  • Освящённую вербу принято ставить в изголовье больного и прикладывать её к нездоровым местам. Это поможет организму преодолеть недуг, вернуть силу и здоровье.
  • Любящие родители несильно хлопали своих чад ивовыми прутиками, приговаривая «Не я стегу – верба бьёт!». Тем самым они отгоняли от своих детей злых духов, очищали от порчи и сглаза.
  • Чтобы привлечь успех в делах, многие верующие проглатывали молодые почки растения. Три маленьких комочка принято было съедать перед началом какого – то серьёзного предприятия – на удачу.
  • Вербное воскресенье считалось хорошим днём для привлечения своего суженого. Молодым незамужним девушкам приписывалось думать о возлюбленном весь день. Это была верная примета того, что скоро девица станет невестой.
  • Ветви ивы хранились в доме весь год и, после того, как наступала следующая весна, использовались как хворостина при выгоне скота. Считалось, что это обеспечит домашним животным хороший приплод и убережёт от разных хворей.
  • Деревенские жители никогда не выгоняли на улицу в это воскресенье домашнюю птицу – кур, гусей и индюков. Считалось, что обозлённые освящённой ветлой ведьмы, могут излить свой гнев на пернатых, послав им разные недуги и мор.

Обратите внимание! Для обряда освящения нужно срезать веточки только с молодых, крепких деревьев. Лучше всего выломать несколько прутиков возле водоёма и ни в коем случае нельзя использовать иву, растущую вблизи кладбища.

Приметы на вербное воскресенье

С этим праздничным днём связано немало народных примет. В основном, они касаются тех или иных атмосферных явлений за окном. Ведь от того, какой будет погода, зависит урожай, а значит и благосостояние крестьянской семьи.

Многие садоводы — огородники и сегодня бережно хранят подобные знания, каждый год убеждаясь в их эффективности в нашем современном мире:

  • Идёт дождь – к хорошему урожаю.
  • Ясная и тёплая погода – жди богатый сбор фруктов.
  • Опустился мороз – значит хорошо взойдут яровые хлеба.
  • Направление ветра в это день указывает, куда он будет дуть всё лето.

Ходят ли на кладбище в вербное воскресение?

Так уж заведено в православной культуре, что многие верующие в день христианских праздников идут проведать своих близких, которые уже покинули мир живых.

Однако священники не всегда одобряют посещение кладбищ в торжественные для Церкви даты. Так, обычай ходить всей семьёй на могилы в Пасху, противоречит самой сути Светлого Воскресения. Ведь именно этот день мы отмечаем с самой большой радостью и весельем.

Вербное воскресенье не считается днём, при котором не рекомендуется поминание усопших. Пойти на кладбище, положить несколько веточек и прочитать молитву – допускается и одобряется в этот праздник.

Обратите внимание! Существует единственное требование, которого необходимо придерживаться – посещайте погост после окончания воскресной службы.

Что нельзя делать в праздник?

Большинство прилежных прихожан интересует вопрос – как правильно провести праздник, согласно церковным устоям? Что нельзя делать и можно ли работать в этот день?

Не нужно забывать, что день Входа Господнего совмещает в себе не только радостную, но и грустную идею. Ведь именно со Вхождения в Иерусалим начались земные муки Христа.

Этот день принято встречать в кругу семьи, друзей и близких в тихой и спокойной обстановке. Не стоит забывать о том, что ещё продолжается Великий Пост, а значит остаются запреты в приёме пищи и проведении некоторых повседневных дел.

Чего нельзя делать Что можно делать
Заниматься тяжёлой работой – строгать дерево, строить дом, копать колодец Посещать кладбище – провести уборку на могилках, подготовиться к поминальным дням и помолиться за души усопших
Пользоваться иголкой, ножницами и спицами. Нельзя вышивать, вязать и стричься в этот день Проводить обряд крещения
Стирать и делать уборку в доме. Этим необходимо заняться накануне, чтобы встретить праздник в чистом и светлом убранстве Проводить поминки
Сажать деревья в саду. В народе существует поверье, что посадивший в этот день дерево, будет закопан при помощи лопаты из его ствола В отличие от других дней Великого Поста, в этот день можно скушать кусочек рыбы и выпить пару глотков красного вина – церковный устав даёт на это разрешение

Чтобы знать, как празднуют Вход Господень в Иерусалим, необходимо не только соблюдать обычаи и порядки, установленные православными канонами и обращать внимание на народные приметы.

Самое важное — не забывать о значение праздника. Ведь много лет назад те, кто так радовался появлению Господа в городе, всего через несколько дней с яростью швыряли в него камни и требовали распятия на кресте.

Именно поэтому, в этот день необходимо покаяться, очистить душу от дурных помыслов, посетить Всенощную службу и ещё раз вспомнить о земном пути Иисуса.

Полезное видео

    Похожие записи

День, когда зима отступает, передавая бразды правления вечно юной весне, традиционно совпадает с православным праздником - Вербным воскресеньем.

Священнослужители, проведя службу, не редко рассказывают прихожанам историю праздника, напоминают о тех обычаях, которые связаны с ним.

История празднования Вербного воскресенья

Традиционно в этот день православные люди отмечают вход Господень в Иерусалим. Празднику предшествует история.

Марфа, потерявшая брата Лазаря, встретила Иисуса Христа. Она сказала, что приди он раньше, её брат был бы жив. Иисус пообещал воскресить брата Марфы.

Вместе они подошли к пещере, где был похоронен Лазарь. Иисус вошёл в неё и вскоре Лазарь вышел из пещеры на своих ногах - живой. С этого чуда началась история Вербного воскресенья.

Иисус вошёл в Иерусалим верхом на осле, что символизировало его мирные намерения. Въезд в город на коне означал войну.

Горожане, знавшие о чуде воскрешения Лазаря, встретили Иисуса ликованием. Они стелили на землю одежды и пальмовые ветви, в знак почтения и радости.

Интересный факт! В России не растут пальмы, поэтому православная церковь приняла решение заменить символ, используя вместо пальмовых ветвей веточки вербы.

В нашей стране именно они символизируют вход Иисуса в Иерусалим.

Другие деревья в это время года ещё не набили почки, а использовать хвойные деревья для празднования было запрещено, поскольку их применяли в обряде погребения.

Выбор пал на вербное дерево, вот почему праздник называется Вербным. Праздник имеет большое значение для всех православных людей.

Традиции и обычаи Вербного воскресенья в России

Вечер накануне Вербного воскресенья был особенным для православных. Они собирались и шли к реке, где росли вербы, чтобы наломать веток.

Утром их освящали в церкви. Считалось, что веточки обладают способностью исцелять.

Свойства освящённой веточки вербы:

  • Избавляет от болезней.
  • Помогает сохранить доброе здоровье на весь год.
  • Способствует деторождению и размножению скота.
  • Помогает в начинаниях.
  • Придаёт уверенности и целеустремлённости.

Чтобы веточка помогла, её нужно правильно использовать. Наши предки умели это делать:

  • Освящённой веткой хлопали ребятишек, наделяя здоровьем на весь год.
  • Вешали в домах, у икон, для защиты.
  • Ставили в изголовье больных людей.
  • Вешали в местах, где держат скот.
  • Касались прохожих, желая им здоровья.

Вербные почки добавляли в еду, пекли с ними хлеб, каши. Они наделяли человека природными силами, исцеляли болезни. Отваром из почек лечили кожные недуги.

Традиционно в этот день наблюдали за погодой. Если шёл дождь - стоило ждать богатого урожая. Наблюдение основано на многолетнем опыте старожилов.

Верующие знали, как правильно обновить веточку. Выкидывать старую - запрещалось. Её сжигали или бросали в реку, возвращая природе.

Новую ставили на место старой. Считалось, что в дом, где есть верба, не ударит молния.

Что нельзя делать в Вербное воскресенье?

Приметы запрещали православным христианам в этот день совершать определённые действия:

  1. Делать уборку.
  2. Шить, вышивать.
  3. Мыться в бане.
  4. Расчёсывать волосы, стричься.
  5. Обижать и обижаться.
  6. Стирать бельё.
  7. Ругаться.
  8. Работать.
  9. Варить жидкие блюда.

Традиции и обычаи этого праздника позволяли накрыть стол, угостить всех сладкими яствами, выпить немного вина.

Пост запрещает употребление животных продуктов в этот день. Стол собирали праздничный, но с учётом поста.

Люди не выгоняли скот в этот день, оставляя его дома. Считалось, что животину испортят злые духи.

Подобное поверье не имеет отношения к православию, ведь вера и суеверия - вещи взаимоисключающие. Но наша культура построена на стыке православия и язычества.

Люди стали православными, и продолжают верить в приметы по сей день.

Поздравления с Вербным воскресеньем

Христиане поздравляли друг друга с праздником, вспоминали его историю, рассказывали её детям. Сегодня люди живут иначе.

Мы меньше общаемся вживую, но можем говорить друг с другом, даже находясь на расстоянии. Технологии позволяют нам находиться на огромных расстояниях, не прерывая тёплых человеческих отношений.

Поздравления с Вербным воскресеньем сегодня принято отправлять в стихах, посредством сообщения на телефон или в социальных сетях.

Идеально, если получится собрать семью и отметить праздник за столом. Но когда возможности нет - выбирать не приходится.

Вариант поздравления в стихах:

Верба в дом - и беды прочь!
Счастье и везение
Светлый праздник принесет.
С Вербным воскресеньем!

Существуют праздничные открытки, которые легко отправить по почте или преподнести лично. Сообщение на телефоне нельзя потрогать, а открытка - вещь осязаемая, как подарок она более ценная для человека.

Символично вложив в открытку освящённую веточку вербы, вы сделаете прекрасный подарок близкому человеку.

Подобные маленькие четверостишия напомнят вашим близким о великом празднике, о том, что вы их любите и желаете здоровья.

Праздник отмечают в воскресный день, который является выходным для большинства людей. Постарайтесь уделить внимание, и лично поздравить близких вам людей.

Если живёте в городе - отправьтесь в путешествие. Весенний воздух наполнит вдохновением, поможет взбодриться.

А если удастся найти вербу - считайте, что отметили праздник, как следует. Зайдите в церковь, помолитесь.

Душе это необходимо. Вам станет легко и приятно. А исповедовавшись, вы освободитесь от тяжёлого груза проблем.

Пусть этот праздник станет для вас поводом окунуться в свой духовный мир, посетить церковь и помолиться.

Это поможет наладить другие стороны вашей жизни, принять правильные решения. Господь милостив, молитесь, и вы будете услышаны.

Полезное видео

    Похожие записи

Праздник Вербное воскресенье является переходящим (в зависимости от даты Пасхи) - и в этом году дата его празднования выпадает на 8 апреля. Праздник вербное воскресенье отмечается за 6 дней до распятия Христа и за неделю до наступления Пасхи.

В чем же смысл праздника Вербное воскресенье, и какова его история?

История праздника Вербное воскресенье

Праздник Вербное воскресенье связан со знаменитым входом Христа в Иерусалим верхом на осле, с чего и начали его крестные страдания. Рассказы об этом событии можно найти в Евангелиях от всех четырех евангелистов - Марка, Матфея, Луки и Иоанна.

Праздник Вербное воскресенье имеет такое важное значение для всех верующих потому, что вход Иисуса в Иерусалим символизировал начало его добровольных страданий ради людей. А въезд его в город на осле был связан с тем, что во времена Христа все земные цари и победители въезжали в Иерусалим на ослах или лошадях, а народ встречал их с криками и взмахами пальмовых веток. Но Христос въезжал не как победитель или земной царь, а как царь Небесного царства и Победитель греха и смерти. И он знал, что его ждет, осознанно идя на смерть ради всех живущих.

На Руси этот праздник получил название Вербное воскресенье, потому что его символом являются первые распустившиеся ветки - ветки вербы, ивы или ветлы (ивовых растений). Какие же обычаи, связанные с праздником Вербное воскресенье, были на Руси?

Праздник Вербное воскресенье: обычаи

Ветки ивовых растений (как правило, вербы) в праздник Вербное воскресенье символизируют те ветви, которыми евреи встречали Христа во время его входа Иерусалим.

В праздник Вербное воскресенье ивовые ветки освящают в церкви и ставят дома рядом с иконами до следующего Вербного воскресенья. На Руси считалось, что освещенные веточки вербы обладают мистической силой и помогают отгонять злых духов от дома, его жителей и скота. Веточка вербы была верным средством против сглаза, порчи, нападения хищных зверей и различных других неприятностей жизни.

С вербой и праздником Вербное воскресенье вообще было связано очень много примет и обычаев. Например, считалось полезным такое «развлечение»: после утренней службы освященной вербой слегка ударяли детей, знакомых и родственников со словами: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба». Скоту перед первым выгоном на пастбище давали съесть несколько веточек вербы, а еще несколько веточек вербы клали в хлев. Считалось, что такие ритуалы приносят крепкое здоровье и отгоняют нечистую силу. А незамужних девушек или тех, кто только-только вышел замуж, ударяли освященной вербой для того, чтобы у них родилось много здоровых детей. Кстати, верба для этого выбиралась не случайно - на Руси считалось, что верба была одним из самых живучих и сильных деревьев. Существовало даже поверье, что в какую бы землю и как бы не воткнуть ветку вербы - она все равно примется и будет расти. Поэтому что, как не верба, могло дать здоровье и благополучие?

Верба в праздник Вербное воскресенье также помогала решать важные задачи и дела. Для этого достаточно было съесть 3 почки вербы, освещенной в церкви в Вербное воскресенье, и запить «трапезу» святой водой с мыслями о деле, в котором необходима удача. Правда, часто прибегать к помощи вербы не рекомендовалось - лишний раз беспокоить высшие силы не следовало во избежание проблем.

Верба в праздник Вербное воскресенье могла даже помочь любовных делах. Считалось, что если с самого утра в Вербное воскресенье девушка начинала думать о любимом человеке, который, к сожалению, в свою очередь, не обращал на нее внимания - то вечером он придет к ней в дом и позовет ее погулять. Возможно, исполнение желания в праздник Вербное воскресенье как-то и связано с силой вербы, но, возможно, это очередное проявление тезиса, что мысль материальна. Но, так или иначе, в Вербное воскресенье желания исполняются быстрее!

Верба продавалась на Руси на вербных базарах, которые очень любили дети. Ведь помимо ивовых веточек, на вербных базарах в Вербное воскресенье можно было купить интересные игрушки, книжки или вкусности. А к пучку вербы обязательно привязывали фигурку ангелочка - вербного херувима.

В праздник Вербное воскресенье, несмотря на пост, разрешалось есть рыбу. Кроме того, в Вербное воскресенье варили кашу, добавляя туда вербные сережки.

Приметы на Вербное воскресенье

С вербой и Вербным воскресеньем было связано и много различных примет. Например:

«Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья» ,

«Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут» ,

«На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут» ,

«Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд» .

А если вдруг в какой-нибудь день после Вербного воскресенья начиналась гроза - люди брали освещенную веточку вербы, стоящую возле икон, и ставили ее на подоконник. Считалось, что таким образом можно уберечь дом от попадания в него молнии.

Праздник Вербное воскресенье имеет интересную историю и богат на обычаи и приметы. А его значимость в череде православных праздников не подвергается сомнению. Кстати, праздник вербное воскресенье - это лишний повод сходить всей семьей в лес за вербными веточками или просто погулять в парке и подышать свежим воздухом!

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой! », - сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

Икона «Воскрешение Лазаря». Великий Новгород, XV век

Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название - Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника - Вербное воскресенье . В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних ». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.

Библиотека Русской веры

Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне ». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

Џ бщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

Русский текст:

Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе - Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Н а пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

Русский текст:

Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама.

«Шествие на осляти»

В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим - конь светлой масти.


Западный придел собора Василия Блаженного (Покровского собора на Красной площади) освящен во имя входа Господня во Иерусалим

На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти » было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.


Празднование Вербного воскресения на Красной площади. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х - первая половина 1640-х гг.

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя , или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! » В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди! » А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова »… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.


Вход Господень в Иерусалим. Первая половина XVI в. Музей им. Андрея Рублева

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV - начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе - оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других.

Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва, XVI в.
Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Середина XV в.

В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед.


Вход Господень в Иерусалим. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Первая половина XVI в.

Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.


Здание храма в честь Входа Господня в Иерусалим в Великом Новгороде

Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп . Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.


Рядом с колокольней стоит пятиглавый собор во имя Входа Господня в Иерусалим (перестроен в конце XVIII века). Его настоятелем недолгое время был протопоп Аввакум. Юрьевец Поволжский. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1910 г.

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Душеполезное поучение на Вербное воскресение

Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Матфея (Мф. 21, 1-11, Евангелие дню).

1-5. И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Исус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».

Господь воссел на осла не по какой-либо другой нужде, а единственно для того, чтобы исполнить пророчество и вместе чтобы показать нам, как скромно нужно ездить, ибо Он ехал не на лошади, а скромно на осленке. Пророчество (см. Ис. 62, 11. Зах. 9, 9) Он исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же - воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников. Осел и ослица были привязаны узами своих грехов. Разрешить были посланы двое - Павел к язычникам, а Петр к обрезанным, то есть иудеям. И доныне двое разрешают нас от грехов - Апостол и Евангелие. Христос шествует кротко, ибо в первое пришествие Свое Он явился не судить мир, но спасти. Другие цари евреев были хищны и несправедливы, Христос же - царь кроткий.

6-7. Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Исус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх них.

Лука и Марк говорят только об осленке, а Матфей - об ослице и осленке. Между ними нет противоречия, ибо, когда повели осленка, за ним последовала и мать его. Исус воссел на них, то есть не на двух животных, но на одежды. Или: сначала Он сидел на осле, а потом на осленке, так как сперва Он пребывал в иудейской синагоге, а потом избрал народ верный из язычников.

8-9. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давыдову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

Что касается прямого, исторического смысла, то постилание одежд выражает великую честь, а ношение срезанных ветвей - проявление торжества. В смысле же таинственном так понимай: Господь воссел, когда апостолы подослали Ему одежды свои, то есть добродетели. Если душа не украшена апостольскими добродетелями, Господь не воссядет на нее. Предшествовавшие - это пророки, жившие до воплощения Христова, а сопровождающие - это жившие после воплощения мученики и учители. Они подстилают Христу свои одежды, то есть плоть покоряют духу, так как тело и есть одежда, покров души. Они разостлали тела свои на пути, то есть во Христе. Я есмь путь и истина и жизнь, - говорит Он (Ин. 14, 6). Кто не постелет плоть свою, то есть не уничижит ее, пребывая на пути, во Христе, а уклонится в ересь, на того не воссядет Господь. Осанна, по словам одних, означает «песнь» или «псалом», а по словам других, что вернее, - «спаси нас». Господь называется Грядущим, ибо Его пришествия ожидали евреи. Так и Иоанн говорит: Ты ли Грядущий? (Мф. 11, 3), то есть Тот, пришествия Которого ожидают. Кроме того, Господь называется Грядущим и потому, что каждый день можно ожидать Его второго пришествия. Посему каждый из нас должен ожидать кончины века, пришествия Господня и приготовляться к этому.

10-11. И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Исус, Пророк из Назарета Галилейского.

Бесхитростный и простой народ не завидовал Христу, но вместе с тем не имел о Нем и надлежащего понятия. Потому-то народ и в данном случае называет Его Пророком. Народ не говорил: это Пророк, но: Пророк, то есть именно Тот, ожидаемый, о Котором Моисей сказал: пророка, как меня, воздвигнет Господь Бог (Втор. 18, 15).

Вербное Воскресенье — значение праздника

Каждый год этот праздник отмечается христианами по всему миру. Известен праздник как Вербное Воскресенье, что это за праздник и когда святят вербу мы расскажем в нашей статье. Отмечают этот праздник за семь дней до Пасхи, 9 апреля.

Верба на Руси всегда олицетворяла праздник, весну, новую жизнь, грядущее обновление. Именно поэтому она стала еще и религиозным символом. В православии ветки вербы называют «ветвями добродетели»: они метафорично тянутся к небу. Кстати, в Ветхом Завете говорится о том, что в храм люди должны были приносить «начатки» живого… В Вербное Воскресенье соблюдающим пост наконец разрешаются рыба и вино.

В священной книге говорится, что незадолго до воскрешения Иисус ездил в Иерусалим. Население города встретило его, как Господа. Незадолго до этого он излечил умершего друга Лазаря. Это было настоящее чудо.

Дата характеризуется тем, что именно в это время Иисус прибыл в Иерусалим на осле, заранее осознавая, что его ждет гибель.

Этот день считается началом страданий Христа за человеческие грехи. Стоит отметить, что прибыл он в город на ослике. Ранее на животных въезжали только правители, а люди приветствовали их радостными возгласами, ветками пальм. Въехав на осле, он показал жителям кто является Сыном Господа. Было ровно семь дней до погибели.

В России пальмовую ветвь заменили на вербную ветвь, потому и назвали праздник Вербным Воскресеньем. Основным атрибутом этого дня является верба, символизирующая ветви пальмы. Верующие которые приходят в храм для освящения вербы, как бы тем самым приветствуют и встречают своего Спасителя как Царя.


Когда святят вербу

В нынешнем году, как и в другие прошедшие годы, верующие отмечают праздник по определенным правилам. С вечера субботы они отправляются в храм на освещение веточек вербы. После окропления веточки святой водой священнослужителем, считается, что праздник наступил.

Если прихожане не успели прийти с вечера субботы, то приходят в воскресенье утром в церковь. Священнослужители повторно проводят литургию. Праздник, как правило, проводится дома, с родными людьми.

Вербу ставят вблизи иконы или в вазу, где она простоит весь год. Существует традиция класть вербу в руки усопших, чтобы они смогли встретиться с Господом.

Глава семьи должен освященной вербой символически «побить» родных, домашних питомцев. Обряд может оградить от сглаза, болезней.

Малышей до года купают в вербном отваре, чтобы они росли здоровыми.

Несмотря на пост, в честь праздника можно побаловать себя рыбкой.


Приметы на Вербное Воскресенье

1. Если в праздничный день погода дождливая – ждать обильный урожай;

2. Жаркая погода –неурожай;

3.Пасмурная погода, но без дождя – скудный урожай.

Говорят, что верба может защищать жилище от природных явлений. Помещению, где имеется веточка вербы – молния не страшна.

Если во время пожара в огонь бросить веточку вербы – пожар начнет потухать. Огонь не заденет другие здания.

Верба, брошенная во время ледохода в воду, поможет избежать затопления.

Если в доме остались веточки, от них нужно избавлять особым образом. Надо сжечь, бросить в проточную воду. Следует отдавать предпочтение молодым веткам, которые растут у берегов рек. Категорически запрещается брать вербу с деревьев, растущих рядом с кладбищем, а также с деревьев, на которых есть гнезда и дупла.