Коми национальный костюм рисунок. Коми-пермяцкий национальный костюм. Библиография и источники

  • Актуализация знаний;
  • Получение информации при работе с электронной презентацией.
  1. Практический этап - 60 мин.
  • ПТБ, инструктаж по выполнению задания.
  • Самостоятельная работа детей по намеченному плану.
  1. Рефлексивный этап - 10 мин.
  • Закрепление материала в форме теста.
  • Коллективный просмотр работ.

Ход урока:

Задачи этапа

№ слайда в презент.

Вводно-мотивационный

Создание условий для успешной работы на уроке, мотивация учащихся к мыследеятельности, вызов познавательного интереса.

Организация целеполагания.

Формирование регулятивных действий (выработка умения принимать и сохранять учебные задачи в течение урока).

Организационный момент.

Проверка рабочего места.

Целеполагание.

Учитель: Одежду, которую сегодня мы с вами носим, называют современной. В наше время эта одежда разных народов практически ничем не отличается. А как вы думаете: раньше, в старину люди носили такую же одежду, как мы? (Ответы детей) Отличалась ли одежда русских, коми-пермяков, украинцев, карелов и других? (Ответы детей)

Конечно же, отличалась. И сегодня мы с вами познакомимся с коми-пермяцким национальным костюмом. В качестве практической работы сегодня на уроке мы выполним бумажную куклу в национальном костюме. Работать будем в технике аппликации из ткани.

Объявление темы урока:
«Коми-пермяцкий костюм. Аппликация из ткани. Коллаж» (слайд 1)

Работа с понятием «коллаж».

Коллаж - техника наклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету или фактуре (ткань, верёвка, кружево, кожа, бусы и др.)

Учитель: Какие условия мы должны соблюдать с вами, чтобы у нас получились хорошие результаты? (Ответы детей)

Слайд 1

Поисково-познавательный

Формирование коммуникативных действий (выработка своего мнения, существование других точек зрения).

Развитие познавательных действий

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, скажите, а где в наше время мы можем увидеть коми-пермяцкий костюм? (Ответы детей) (слайд2)

Сообщение информации

Учитель: Давайте теперь познакомимся с элементами женского и мужского коми-пермяцкого национального костюма.

Работа с презентацией (слайды 3,4) -информационный материал (см.приложение 1)

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Практический

Обучение общим приёмам выполнения практической работы.

Закрепление изученного материала через практическую работу.

Объяснение задания

Сейчас мы с вами выполним практическую работу - бумажную куклу в коми-пермяцком национальном костюме. (слайд 5)

ПТБ при работе с ножницами.

Последовательность выполнения роботы (см.приложение 2)

  1. Заготовить по шаблону куклу.
  2. Используя способ подбора, изготовить детали костюма (рубаху, сарафан, фартук, штаны, обувь).
  3. Украсить рубаху, сарафан, фартук тесьмой, имитируя вышивку.
  4. Приклеить все детали одежды к основе.
  5. Из цветных ниток сплести пояс, обвязать им талию.
  6. Завязать головной убор (лента, косынка, платок, шапка).
  7. Оформить работу.

Практическая работа детей. Выполнение изделия по намеченному плану.

Слайд 5

Рефлексивный

Формирование личностных действий (способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности, осознание себя как гражданина России).

Воспитание чувства гордости за свой край и свою родину.

Что нового узнали на уроке (см.вопросы в презентации)(слайд 6)

  1. Общий элемент коми-пермяцкого костюма и у мужчин и у женщин. (Рубаха)
  2. Первоначальное название сарафана. (Дубас)
  3. Название мужского пояса. (Кушак)
  4. Название женского головного убора квадратной или трапециевидной формы, приходящейся на верхнюю часть головы. (Шамшура)
  5. Вид обуви сшитый из кусков кожи с мягкой подошвой у женщин, у мужчин. (Коты, бахилы)

Коллективный просмотр работ «Наш хоровод»
(с музыкальным сопровождением)

Ребята, посмотрите, какие замечательные работы у нас получились! Молодцы!

Я надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам понять, что культура каждого народа неповторима, в то же время она является частью культуры не только нашего родного края, России, но и частью общенациональной культуры! И я лично горжусь, что принадлежу к той малой народности, которая имеет богатую, самобытную, уникальную культуру.

Спасибо и вам за то, что вы сегодня внесли крупичку в созидание и восстановление истории наших предков.

Слайд 6

Слайд 7

Используемая литература:

  1. Коми-пермяцкий национальный костюм: Из собрания Коми-Пермяцкого окружного краеведческого музея им П.И.Субботина-Пермяка / Г.Н.Чагин, В.В.Климов, Л.В.Караваева. - Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн.издательство, 2006; Пермь: Пермское кН.издательство, 2006.
  1. Национально - региональный компонент в образовательной области «Технология». / ГКОУ ДПО Коми-Пермяцкий окружной институт усовершенствования учителей, 2008 г.
  1. Уроки технологии с применением информационных технологий, 1-4 классы. Знакомство с народными художественными промыслами: методическое пособие с электронным приложением / В.В.Старикрва. - 2-е изд, стереотип. - М.: Планета, 2011.
  1. Электронная презентация «Коми-пермяцкий национальный костюм». Автор неизвестен.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Юксеевская средняя общеобразовательная школа»

Элементы узоров коми – пермяцкого костюма

(учебно – исследовательская работа по искусству)

Исследовательская работа

выполнена: Андровым

Василием Алексеевичем

учеником 4 класса

Руководитель:

учитель начальных классов

Дозморова В.С.

Юксеево, 2015

Содержание

Введение _________________________________________________3

Глава 1. Национальный костюм, его составные части ____________5

Глава 2. Названия орнаментальных мотивов____________________7

Глава 3. Мои исследования __________________________________8

Выводы __________________________________________________9

Заключение _______________________________________________11

Список используемой литературы ____________________________12

Приложения

Приложение №1. Презентация «Коми – пермяцкий орнамент»

Приложение №2. Вопросы «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде»

Приложение №3. Анкета «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах»

Введение

Во втором классе я участвовал в районном конкурсе «Коми – пермяцкий орнамент» в номинации «Рисунок». Когда готовился к конкурсу, думал, что обозначают эти символы - «крестик», «ромбик» и другие. Своим вопросом обратился к учительнице Валентине Семёновне. Она объяснила, что каждый узор имеет своё название. Ими коми – пермяки украшали свою одежду. К сожалению, у нас в доме не сохранилась национальная коми – пермяцкая одежда. Но коми-пермяцкие костюмы я видел на фестивале фино – угорских народов в Пармайлово. Выступающие с разных деревень были одеты в национальные коми-пермяцкие костюмы. Это очень ярко, красиво и привлекательно. Узоры на костюмах у групп артистов Большой-Кочи, Бачманово, Юксеево, Кудымкара, Сергеевского, артистов драматического театра были самые разные: и цветом, и фигурой, и символом. Мне стало интересно узнать, какие элементы узоров можно увидеть на коми – пермяцкой одежде и, какие названия имеют эти узоры.

Тема исследования : «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма».

Целью нашей работы является:

изучение особенностей узоров коми-пермяцкой национальной одежды на примере коми-пермяцкого сарафана, мужской рубашки и кушака.

Для достижения этой цели в работе мы решаем следующие задачи :

Изучить литературу по теме;

Проанализировать национальный костюм, его составные части;

Изучить элементы узоров коми – пермяцкого костюма;

Создать слайдовую презентацию и организовать в классе выставку « Коми – пермяцкий орнамент».

Объект исследования : национальный коми – пермяцкий костюм.

Предмет исследования : элементы узоров коми – пермяцкой одежды.

Методы исследования :

* теоретический анализ литературы;

* рассказ моей учительницы, моей бабушки;

* наблюдение;

* опрос – интервью;

* анкетирование учащихся.

Актуальность исследования заключается в том, что мы, современные школьники, мало знаем о национальной культуре коми-пермяков, об одежде наших предков, поэтому, считаю нужным, расширить знания учащихся по данной теме. Мы ведь живем в Коми-Пермяцком округе, значит, обязательно должны знать культуру своего народа, в том числе и коми-пермяцкие узоры, их назначение.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы на занятиях, при знакомстве с культурой моего народа, на уроках технологии, искусства, окружающего мира.

Гипотеза : Предполагаю, что данное исследование будет ниточкой связи между изучением прошлого, настоящей современной жизнью и будущим нашей малой Родины; связью между детьми и родителями, бабушками и внуками.

Степень изученности темы:

О коми – пермяцком национальном костюме писали многие. Так об истории коми – пермяцкого национального костюма в книге «Коми – пермяцкий национальный костюм» писали в соавторстве Г.Н.Чагин, В.В.Климов, Л.В.Караваева. В книге Г.Н.Климовой «Текстильный орнамент коми» освещаются вопросы типового состава орнамента. Все эти обстоятельства свидетельствуют о неподдельном и нарастающем интересе к коми – пермяцкой народной культуре, к коми – пермяцкому национальному костюму, в частности изучению орнамента костюма.

Глава 1. Национальный костюм, его составные части.

Таинственная земля – Парма. Она древняя и прекрасная и относиться к ней надо бережно, с пониманием. Особенным, уникальным является и наш национальный костюм. Национальные костюмы очень красивы и разнообразны. Каждый костюм рассказывает об индивидуальных особенностях его населения, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах.

У мужчин и женщин большую роль играли рубахи. Делали их обычно дома, начиная от прядения и кончая вышивкой.

У коми – пермяков распространилась мужская рубаха – косоворотка туникообразного покроя с разрезом на правой стороне и невысоким стоячим воротником. Дополняли мужскую одежду штаны. Их кроили из прямых полотнищ. Носили рубаху навыпуск, поверх штанов, и подпоясывали узким поясом (Приложение №1, слайд №13).

Женская рубаха была длинной, иногда длина доходила до ступней. В 19 веке покрой женских рубах поменялся. Женская рубаха состояла из двух частей разного материала: верх – из красивой пестряди, тонкого холста или фабричных тканей, а низ – из грубого холста (Приложение №1, слайд №14).

Повседневной одеждой женщин были сарафаны. Первоначально их называли дубасами. В дальнейшем на смену сарафана приходит парочка – юбка и кофта. В 1920-е г.г. она стала основным видом женского костюма.

Женский костюм дополнялся ношением передника (запона, фартука). При этом применялись два вида передника – только до талии и с нагрудником. Праздничные передники украшались вышивкой и кружевами, пришитыми к подолу.

Священник с. Гайны Н.Попов рассказал в 1848 г. о том, что у мужчин и женщин бытовали два вида костюма – праздничный и будничный. Праздничный костюм выглядел более нарядно (Приложение №1, слайд №13).

Коми – пермяцкий костюм на протяжении многих веков был наиболее стойким, в нем отразились традиции и целесообразно объединенные художественные функции. Он поражает красотой и удобством ношения. Его художественная ценность так велика, что в наше время он необходим для фольклорных коллективов, театрализованных постановок, для познания духа и души народа. Ему, как символу народа, невозможно уйти в прошлое.

Глава 2. Названия орнаментальных мотивов.

Изучая книгу Галины Николаевной Климовой «Текстильный орнамент коми», я узнал, о названиях орнаментальных мотивов. Показывая свои вещи, женщины обязательно назовут узоры по имени. Приводим некоторые из них.

Узор «Грабли» (см. Приложение №1, презентация «Коми – пермяцкий орнамент»)

- «Крестик» - «Зубья пилы»

- «Перна» («Нательный крестик»)

- «Птица» - «Ягодка»

- «Бараньи рога» - «Сорочья нога»

- «Гребешок»
- «Круг»

По тому, какие понятия передают названия, мы выделили четыре основных групп.

    Названия, соотносящиеся с названиями орудий труда, предметов быта или их частей (грабли, зубья пилы, гребешок).

    Названия, отражающие существенный признак узора (крестик, круг).

    Названия, соотносящиеся с названиями представителей животного мира и их органов (сорочья нога, бараньи рога, птица).

    Названия, соотносящиеся с названиями растений и их частей (ягодка).

Вывод: коми – пермяцкий орнамент заключает в себе названия растений и животных, орудий труда.

Глава 3. Мои исследования.

С целью выявления отношения учащихся к коми – пермяцкой одежде был разработан опрос по теме «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде».

Были опрошены учащиеся 1 и 4 классов, в количестве 23 человек. Ученики отвечали на 3 вопроса (см. Приложение №2).

Все результаты опроса внесли в таблицу и составили по каждому ответу диаграмму для сравнения.

    Имеется ли у вас в доме национальная коми – пермяцкая одежда?

1 класс

4 класс

Да, имеется

1 чел.

4 %

Нет, не имеется

10 чел.

12 чел.

96 %

    Кто из вас надевал (хоть 1 раз) национальную коми – пермяцкую одежду?

1 класс

4 класс

Да, надевал

1 чел.

3 чел.

17 %

Нет, не надевал

9 чел.

10 чел.

83 %

1 класс

4 класс

Да, знаю

Нет, не знаю

10 чел.

13 чел.

100%

Выводы

На основании полученных результатов опроса сделали следующие выводы:

Из 23 учащихся только у одного в доме хранится национальный женский костюм и надевается во время традиционных праздников;

Надевали национальную одежду учащиеся во время инсценирования сказки на родном языке и в конкурсе чтецов произведений коми – пермяцких поэтов и писателей;

Никто из опрошенных учащихся не знает названия узоров коми – пермяцкого орнамента, но хотели бы узнать.

Далее среди учащихся начальных классов, в количестве 31 человек, провели анкетирование «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах», а среди учащихся средних классов, в количестве 29 человек, и учащихся старших классов, в количестве 13 человек, провели опрос (см. Приложение № 3). Им были предложены следующие вопросы:

    Нравятся ли вам коми – пермяцкие узоры?

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

Нравятся

97 %

62,1 %

76 %

Не нравятся

3 %

37,9 %

24 %

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

Не знаю

32,3 %

55,2 %

7,7 %

Народы коми – пермяки

25,8 %

20,7 %

76,9 %

Женщина

41,9 %

24,1 %

15,4 %

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

Не знаю

12,9 %

Из – за интереса

9,7 %

10,3 %

Для украшения одежды

77,4 %

89,7 %

100 %

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

На празднике

58,1 %

79,3 %

53,8 %

В библиотеке

19,4 %

17,2 %

38,5 %

Дома

3,5 %

7,7 %

На уроке

22,5 %

все

На основании полученных результатов анкетирования сделали следующие выводы:

Коми – пермяцкие узоры нравятся своей красотой, привлекательностью;

Многие учащиеся не смогли назвать автора коми – пермяцких узоров;

Большинство видели коми – пермяцкий орнамент на одежде артистов во время праздника, а учащиеся средних классов узнали на уроках искусства.

Заключение

В процессе исследования мы пришли к выводам:

В узорах коми - пермяцкого орнамента присутствуют элементы животного и растительного происхождении и орудий труда.

Орнаменты служат не только для украшения одежды, но и являются оберегом.

В национальной одежде продолжает жить стремление коми - пермяцкого народа к красоте.

Закончив исследование, мы познакомили одноклассников с итогами нашей работы, оформили выставку работ «Коми – пермяцкий орнамент»

(Приложение №1, слайд №12). Ученики нашего класса узнали много интересного и нового о культуре коми – пермяков, а, значит, мы помогли сохранить ещё одну частичку культуры коренных народов коми – пермяков.

Если у кого из вас дома хранится коми – пермяцкая одежда, относитесь к ней бережно, аккуратно. Никогда нельзя забывать искусство наших бабушек и дедушек.

Данная работа мы надеемся, окажет неоценимую помощь для организации работы со школьниками.

Коми – пермяцкие орнаменты красивы –

В них все приметы родины моей.

Ты больше не найдёшь по всей России

Таких узоров и сказочных зверей.

Узоры на одежде и посуде

Красны, как солнце, и белы, как снег, –

На них сызмальства глядя, наши люди

С прекрасным не расстанутся навек.

Они явились в жизнь совсем не просто

Из – под иглы, и кисти, и резцы:

Ведь мастера по дереву

В них вкладывали души и сердца.

Список используемой литературы

1.Гуреев М.П. Радуга над Пармой.- Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд., 1994.-51с.

2.Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. – Кудымкар: Коми – Перм. кн. изд., 1994. – 130 с.

3. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми – пермяков. – Кудымкар: Коми – Пермяцкое кн. изд., 2005. – 256 с.

4. Чагин Г.Н., Климов В.В., Караваева Л.В. Коми- пермяцкий национальный костюм. - Коми-Перм. кн. изд.,2006; Пермь: Пермское кн. изд., 2006. – 88 с.

Приложение №2

Социологический опрос

Уважаемые ученики! В связи с проведением научно – практической работы и в рамках исследования «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма», просим Вас ответить на наши вопросы по теме «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде».

1.Имеется ли у вас в доме коми – пермяцкая одежда?

а) Да, имеется

б) Нет, не имеется

2.Кто из вас надевал (хоть 1 раз) национальную коми – пермяцкую одежду?

а) Да, надевал

б) Нет, не надевал

3.Знаете ли вы, что означают узоры?

а) Да, знаю

б) Нет, не знаю

Приложение №3

Социологический опрос

Уважаемые ученики! В связи с проведением научно – практической работы и в рамках исследования «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма», просим Вас ответить на наши вопросы по теме «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах»

1.Нравятся ли вам коми – пермяцкие узоры?

Нравятся ______

Не нравятся ________

2.Кто придумал коми – пермяцкие узоры?

Не знаю_____

Народы коми – пермяки_____

Женщина ________

3.Как вы думаете, почему женщина придумывала коми – пермяцкие узоры?

Не знаю _____

Из – за интереса________

Для украшения одежды______

4.Где вы видели коми – пермяцкие узоры?

На празднике ____

В библиотеке _____

Дома _____

На уроке_____

Другое (указать)_____________________

Исследователи считают, что в единое этническое образование коми- пермяки стали складываться с V в. н.э. Русские, появившиеся в Приуралье в ХV-ХVI вв., застали коми-пермяков на обширной территории Северного и Среднего Прикамья. (3, стр. 21)

Сегодня о былом пребывании коми-пермяков на этих землях говорят географические названия, восходящие к коми-пермяцкому языку, названия рек на -ва , поселений на -горт , -дор и т.д.Среди коми-пермяков выделяются несколько этнографических групп: северные, или камско-косинские коми-пермяки (Косинский, Гайнский, Кочевский районы Коми-Пермяцкого автономного округа); южные, или иньвенские (Юсьвинский и Кудымкарский районы Коми-Пермяцкого автономного округа); зюздинские (Афанасьевский район Кировской области).

Одежда коми-пермяков была в значительной степени однотипна с одеждой русского населения Северного Прикамья. Но в конце XIX - начале XX в. костюм русских подвергся существенной трансформации, а костюм коми-пермяков во многом остался неизменным. Коми-пермяки были хранителями традиционных национальных форм одежды как собственно своей, так и русской.

Контакты с другими народами способствовали развитию своеобразия одежды, особенно у северных и южных коми-пермяков. Дадим характеристику тех видов одежды, которые позволяют увидеть ее характерные черты.

Одежду шили в основном из тканей собственного производства. Льняную однотонную ткань называли холстом, а узорную клетчатую - пестрядью. Среди северных коми-пермяков наиболее употребительной была яркая расцветка, в отличие от южных. Сохранившиеся образцы пестряди позволяют предположить, что размеры и цвета клеток были свои у разных групп коми-пермяков. Но этот важный вопрос еще не исследован в литературе.

Ткань с продольно-полосатым рисунком называлась кёжью, кёжевой, а крашеный холст - крашениной . Окрашивали холст настоем трав, коры и железа, позднее - анилиновыми красителями. Холст с набивным узором, полученный при помощи специальных резных досок, называли набойкой, набивным. Узор выполнялся масляной краской по одноцветному холсту. В ряде сел и деревень действовали кустарные заведения, которые назывались синильными, а мастера синильщиками, так как окрашивание холста производилось синей краской.

Бранью называли материал, геометрические узоры которого получали на ткацком станке с применением специальных дощечек-бральниц, образующих дополнительный зев для выполнения узора. Но браное ткачество имело ограниченное распространение, особенно у северных коми-пермяков.

Шерстяная крашеная ткань домашнего производства называлась сукном, пониточиной , а некрашеная - сермягой. Конопляную ткань, которая была грубее льняной, простой народ использовал для рабочих запонов.

Готовые ткани коми-пермяки стали приобретать поздно. Дорогие ткани были доступны только состоятельным людям, особенно тем, кто был связан с ярмарочной торговлей и отхожими промыслами.

Нательная одежда.

У мужчин и женщин большую роль играли рубахи . (рис. 10) Делали их обычно дома, начиная от прядения и кончая вышивкой. Рубахи коми-пермяков и русских достигли полного сходства в покрое, но украшения их сохранялись согласно собственным вкусам.

У коми-пермяков распространилась мужская

Рубаха-косоворотка туникообразного покроя с разрезом на правой стороне и невысоким стоячим воротником.

Дополняли мужскую нательную одежду штаны. Их кроили из прямых полотнищ, в шагу вшивали клинья,

Пояс делали на вздержке - гаснике, завязывавшемся вокруг талии. Носили рубаху навыпуск, поверх штанов, и подпоясывали узким поясом.

Женские рубахи шили с прямыми и косыми плечевыми вставками - поликами, на кокетке. Украшали вышивкой, аппликацией из другой ткани у ворота, на плечах, концах рукавов. Женская рубаха состояла из двух частей разного материала: верх - из красивой пестряди , тонкого холста или фабричных тканей, а низ - из грубого холста. Рукава делались широкими, с манжетами. Характерно, что в украшениях рубах коми-пермяки проявили большое своеобразие, что в целом отличает коми-пермяцкий костюм от русского. (рис. 10)

- Туникообразные рубахи перешли в разряд обрядовых рубах. Их хранили и использовали дольше всего в похоронах. Как реликт они сохранялись еще в начале XX в. Обрядовое значение свидетельствует об их большой древности.

На нижнюю часть ног надевали

Вязаные шерстяные носки и чулки.

На голень и стопу поверх штанов накручивали онучи - длинные полосы материи.

На руках носили рукавицы и перчатки. Делали их вязаными, суконными, кожаными. Богатые рукавицы украшали шитьем.

Повседневной одеждой женщин были

- сарафаны. Первоначально их называли дубасами, так как использовался холст, окрашенный способом дубления - погружения в раствор красителя, полученного из древесной коры. Их коми-пермяки заимствовали у русских.

Допускалось большое разнообразие сарафанов. Многим видам сарафанов была присуща определенная территория и социальная среда бытования.

- Глухой сарафан генетически восходит к туникообразной одежде. Он отличался широкими проймами, а не узкими лямками. На раннем этапе его носили повсюду, а на позднем - преимущественно в старообрядческой среде. Глухой сарафан непременно являлся частью погребального комплекта.

- Косоклинный сарафан шился из трех полотнищ. Различались они формой и расположением полотнищ и вставных клиньев, отделкой выреза ворота, размерами лямок и способом их закрепления на обшивке, а также формой и расположением по талии складок-пластиков и борков.

На позднем этапе распространился сарафан прямой по покрою . Он состоял из полотнищ, собранных на обшивке. Поэтому его еще называли круглым.

- Праздничные сарафаны шили из красивых материй и обязательно из набойки. На них пришивали ленты, кружева, драгоценные пуговицы.

Чердынские коми-пермяки носили сарафаны-юбки на лямках без выраженной передней части. Их шили из домотканого синего или клетчатого холста. Богатые шили сарафаны из покупной ткани (шёлковый штоф).

Некоторые женщины надевали поверх сарафана душегрейку - короткую распашную кофту, собранную сзади в борки. (рис. 11)

В дальнейшем на смену сарафана приходит парочка - юбка и кофта . В 1920-е гг. она стала основным видом женского костюма. Наибольшее распространение получила юбка из пестряди. По подолу праздничных юбок пришивали оборки и ленты.

Некоторые женщины в зимнее время носили полосатые шерстяные юбки-сукманки .

Для нарядного костюма юбки шили длинными и расширенными книзу.

Женский костюм дополнялся ношением передника (запона, фартука). (рис. 12) При этом применялись два вида передника - только до талии и с нагрудником. Праздничные передники украшались вышивкой и кружевами, пришитыми к подолу. Запоны чердынских коми-пермяков чаще всего были белыми с вышивкой или браниной, девичий из пёстрой ткани с грудкой или без.

Мужской и женской верхней одеждой были шабур, пониток, зипун. Надевали их поверх рубахи и сарафана. В них ходили дома и на улице.

- Шабур первоначально шили из белого холста, затем из темного, обязательно в талию и длиной до колен. У мужчин левая пола заходила на правую, а у женщин наоборот - правая на левую. Застегивался на петли. Отличительными чертами покроя являются боковые клинья, перехват в талии со сборами, ворот без воротника.

- Пониток и зипун шили из сукна, в талию, с застежками-петлями. Зипун имел более прямой и свободный покрой, чем пониток. Его надевали в дорогу поверх шабура, а иногда и понитка. Пониток утепляли: пришивали холщовый подклад, воротник, а иногда покрывали холстом или покупной материей. В этом случае пониток называли гуней. Но иногда гуней называли утепленный шабур.

Верхней одеждой так же были

- шубы и полушубки . Они изготовлялись из тщательно обработанных овчин. В зависимости от назначения и моды их шили с покрытием или без покрытия материей - нагольными, длиннее и короче, свободными или в талию, с узким или широким отложным воротником. У большей части простонародья на покрытие шуб использовался серый и крашеный холст, а у богатых - роскошные материи.

Важным отличием одежды коми-пермяков было четкое выявление в ней одежды, предназначенной для ведения охоты, рыболовства, лесных и домашних работ.

Одежду охотников и рыбаков составляли запоны и лузаны. (рис. 13)

- Лузаны изготовляли из специально сотканного сукна, чаще поперечно-полосатого. Полотнище перегибали пополам, в середине вырезали отверстие для надевания лузана. Одна часть полотнища прикрывала спину, другая - грудь. Под полотнищами за счет пришитого холста образовывались мешки-карманы для хранения добычи и необходимых охотнику и рыбаку принадлежностей. На спине была металлическая петля для подвешивания топора.

- Запоны были глухого и свободного покроя. Для них использовали широкое холщовое полотнище, перегнутое на плечах. К основной части по прямым линиям пришивались боковые вставки, рукава и ластовицы под мышками. Надевали запон через голову и подпоясывали поясом.

Верхней зимней дорожной одеждой были тулупы из овчин и суконные бешмети.

- Тулупы шили длинными, с высоким воротником, материалом покрывали редко, а

- бешмети - широкими и с башлыком-капюшоном.

Нательная и верхняя одежда обязательно подпоясывалась. Простейшими были пояса плетеные и витые с бахрамой и геометрическими узорами. Костюм коми-пермяков становился самобытным и красочным от узорчатых поясов

-кушаков, покромок, тельников. В основе узоров - геометрический рисунок, образованный прямыми линиями, треугольниками, квадратами, ромбами, которые имеют коми-пермяцкие и русские названия: сынан - гребешок, перна - крест, радз - цедилка, катша кок - сорочья нога, тупдсь - оладушка, дзуган - путанка, баран сюр - бараний рог и др. Пояса являлись воплощением духовной жизни народа, запечатленной в смыслах декоративных узоров, в обычае дарить пояса во время свадьбы.

Каждый вид пояса имел специальное назначение. Кушаки надевались поверх шабуров, понитков, шуб; покромки - сарафанов; тельники - рубах. Молодежь старалась выглядеть стройнее и подпоясывалась по талии, а некоторые пожилые люди - ниже талии, чтобы выделить живот для солидности. У мужчин на кушаках висели небольшие кожаные сумки, в которых хранилось огниво, или кожаные ножны для ножей. Эти сумки обычно ничем не украшались.

Украшение поясов было характерно для коми-пермяков с глубокой древности. При раскопках могильников были обнаружены разнообразные металлические украшения и пряжки кожаных поясов. Этот излюбленный элемент украшения костюма имел распространение среди значительной части населения. С XIV в. металлические украшения в погребениях очень редки. Позднее они совсем не употребляются.

Головные уборы.

Прослеживаются четыре типа женских головных уборов: повой, кокошник, шамшура, таток.

- Повой (в письменных сведениях он обозначается еще словом убрус - полотенце) был полотенчатым. Он обвивался вокруг головы, закрывая волосы, и концами спускался на грудь и спину. В музейном собрании известны редкие образцы головных полотенец с узорами, полученными браным ткачеством. Видимо, украшенные повои (полотенца) были атрибутом богатых женщин.

- Кокошники и шамшуры хорошо известны по многочисленным образцам, представленным в музеях. Они были символами замужества. Под них женщины укладывали волосы и сверху прикрывали платком, чтобы их не было видно.

Форма кокошника чердынских коми – однорогие, вышитые бисером, перламутром или жемчугом, поверх надевали браный платок. Он имел твердый околыш-очелье и задок из куска яркой материи, стягивающейся шнурком. Поверх надевали браный платок.

- Шамшуры (их еще называли самшуры, шашмуры) чердынских коми-пермяков имели плоские жесткие основы трапециевидной формы, приходящиеся на верхнюю часть головы. Их богато украшали вышивкой. Нижнюю часть шамшуры, которая прикрывала голову со всех сторон, шили из ярких материй. (рис. 14)

Кокошники и шамшуры уже в начале XX в. были выходящими из употребления. Взамен их получили широкое распространение

- моршни - шапочки из тонкой материи, стягивающиеся шнурком. Поверх их женщины все чаще носили платки, шали. На свадьбе свекрови предписывалось кокошники и шамшуры дарить снохе.

Прослеживается у коми-пермяков региональная особенность бытования кокошников и шамшур. Кокошники носили только северные (косинско-камские) коми-пермячки, а шашмуры - южные (иньвенские).

На примере кокошников прослеживается связь коми-пермяков и русских Северного Прикамья. Как известно, кокошники такого же вида, как у коми-пермяков, носили русские. Существует предположение, что коми-пермяки заимствовали их у русских. Но если это так, то процесс заимствования не был механическим. Коми-пермяцкие кокошники приобрели отличительные черты: более пологий лицевой околыш, наличие острых углов, почти отсутствие сплошного золотого шитья, при ношении нахождение лицевой стороны не в вертикальном положении, как у русских, а в наклонном.

Девушки украшали косы вплетенными лентами . Они носили налобные повязки (перевязки) - ленты из простых и дорогих тканей. Богатые украшали их на лбу (челе) шитьем, геометрическим и растительным орнаментом, иногда - жемчугом. Более сложные, богато украшенные повязки назывались венчиками и корунами. (рис. 15)

мужских головных уборов были

- валяные колпаки и шляпы, меховые шапки . Фасоны этих головных уборов отличались однообразием. Носили шапки - ной с четырехугольным верхом, сшитые из белого сукна домашней выработки. Позже получили распространение картуз , а затем - фуражка. (рис. 16)

Костюм коми-пермяков дополнялся небольшим числом украшений .

Женщины носили серебряные серьги - пелькытш . Название их коми-пермяцкого происхождения: пель - ухо, кытш - кольцо, круг. Эти украшения заимствовали у коми-пермяков русские. Они неоднократно упоминаются в актах XVII в. русских крестьян Чердынского уезда. (рис. 17)

Использовали коми-пермяцкие женщины серьги под названием лапи. Они представляли собой изогнутый стержень с нанизанным стеклом, к которому снизу прикреплялись мелкие привески в виде птичьих лапок. Они были такой формы, которая известна по археологическим материалам IX-XIV вв.

Также прослеживается древний обычай носить серьги с рясками . Рясами назывались пряди жемчужных зерен. Помимо этого, костюм украшали привески, пришитые к головному убору.

На шею надевали металлические, каменные и стеклянные бусы, цепочки , на кисти рук - браслеты , на пальцы - перстни и кольца .

Украшения мужского костюма ограничивались пряжками, пуговицами, цепочками.

Как уже отмечали, одежда украшалась вышивкой, пришивными лентами и кружевами, обшивкой галунами.

Наиболее распространенными видами обуви (рис. 18) были

- лапти и коты. Лапти носили женщины и мужчины, а коты носили преимущественно женщины. Оба вида обуви древние. Костяные кочедыки- инструменты для плетения лаптей - находят на поселениях коми-пермяков IX-XII вв. Плетение лаптей и шитье кожаных котов было исключительно мужской работой, как прядение и ткачество было занятием женщин. У коми-пермяков были распространены лапти с косым носком, в этом случае различались лапти правые и левые. По-видимому, это отличие восходит к древним коми-пермяцким племенам.

Коты шили из двух кусков кожи. Верх закрывал всю стопу до щиколотки. Пришивная подошва была мягкой. Коты и лапти прикреплялись к голени длинными тесемками, вставленными в опушни -матерчатую обшивку краев. Тесемки лаптей, чаще лыковые, назывались оборами (воннез). Их перекрещивали по нескольку раз на голени поверх онучей.

Распространенной обувью были

- кожаные бахилы и сапоги . Сапоги отличались коротким голенищем и подошвой на деревянных, позднее железных шпильках. Бахилы имели высокое голенище и мягкую подошву. Их шили без различий между правой и левой ногой. Но впоследствии их разнашивали на определенной ноге.

Охотники изготавливали уледи . Они имели невысокое кожаное голенище с разрезом. Когда их надевали на чулок, одно голенище накладывали на другое и сверху обматывали ремнями. Уледи - это архаичная обувь.

В зависимости от достатка с конца XIX в. обувь стали покупать на рынке. В письменных источниках у коми-пермяков отмечена городская обувь - башмаки, ботинки, туфли, черевички, сапоги.

Священник с. Гайны Н. Попов, а он жил среди северных коми-пермяков, рассказал в 1848 г. о том, что у мужчин и женщин бытовали два вида костюма - праздничный и будничный.

Мужской нарядный костюм выглядел так: «Нижнее у мужчин платье: рубаха-косоворотка, у коей ворот вышит красными бумажными нитками, и затягивают на правом плече медною пуговицею; пояс, сплетенный из овечьей шерсти красный, на коем висит кожаная сумка с медными пуговицами, где хранится огниво - железная плашка, кремень, трут, сделанный из осиновой или березовой баки; порты, сшитые из белого льняного холста, внизу портов ряски, порты носят поверх чулков, вязанных с узорами из шерстяной пряжи. Верхнее мужское нарядное платье: гуня или шабур, так называемые у жителей, шитые из белого холста, назади ниже поясницы боры, ворот у коих большой без воротников, обшитый кумашною оторочкою. Некоторые ныне уже начинают носить шабуры из синего холста, запоны с рукавами, шитые из белого же холста, опоясываются опояской, вытканной из красных шерстяных ниток с разными из черных ниток узорами. На голове носят шляпу с узкими полями и высоким верхом. На ногах жители носят коты с красными опушнями, а некоторые и сапоги».

Повседневное мужское платье , по свидетельству Н. Попова, выглядело так: мужчины «носят летом запон с рукавами, опоясываются ремнем, на коем висят на левом боку ножны с ножиком, на правом - скобка железная для топора, застегивают ремень железной пряжкой». Зимой мужчины носили «гуни, шитые более из белого сукна, поверх коих надевают запон холстяной с рукавами; на голове колпак, скатанный из овечьей шерсти; на ногах берестяные лапти или, у кого есть, уледи из сыромятной кожи; на руках рукавицы из сыромятной кожи; а овчинные шубы очень малые имеют».

Большим разнообразием отличался женский костюм. По наблюдению Н. Попова, он был ярок и своеобразен: «Нарядное женское платье: женщины носят рубаху, шитую из ленного белого холста, ворот на рубахе вокруг шеи с борами и остебеньем, застегиваются застежкою, на коей рубахе рукава широкие и длинные до перстов, с борами и опушкой. Верхнее платье летнее: женщины носят сарафаны, шитые из голубой китайки или кумача, на проймах сарафана сзади и напереди бумажные кружева, на голове кокошник, вышитый напереди жемчугом, задки у кокошников из травчитой штофы, в ушах носят серьги серебряные старинной работы, долгие с рясками; на ногах носят чулки, вязанные из белых шерстяных ниток, и кожаные коты с красными опушнями» (8).

Повседневное женское платье, отмечал Н. Попов, «бывает подобно нарядному платью: женщины носят дубасы, шитые из дубленого толстого холста, а некоторые из синего; на ногах берестяные лапти; на голове такие же кокошники, только уже в низшей степени» (8).

Из всего изложенного видно, что повседневный костюм, как мужской, так и женский, состоял из более ранних по времени бытования предметов. Для него свойственны дубасы из дубленого и грубого холста, запоны и гуни из белого холста и конопляной ткани, берестяные лапти, уледи, неорнаментированный кокошник и др.

Праздничный костюм выглядел более нарядно. В его составе были предметы, ярко украшенные и сшитые из фабричных материй. Так, женщины носили сарафаны из китайки и кумача, украшенные кружевами, имели возможность выйти в жемчужных кокошниках и вышитых чепцах (под ними следует понимать шамшуры), надеть серебряные с жемчугом серьги. Мужчины надевали шабуры и гуни из белого холста с отделкой кумачом, а также шляпы с узкими полями и широким верхом.

По перечню предметов, по обозначению, какими они были - праздничными или будничными, в целом прослеживается эволюция одежды: от домотканого костюма - к покупному, от простого покроя - к сложному.

Коми-пермяцкий костюм на протяжении многих веков был наиболее стойким, в нем отразились традиции и занятия. Он поражает красотой и удобством ношения. Его художественная ценность так велика, что в наше время он необходим для фольклорных коллективов, театрализованных постановок, для познания духа и души народа.

Для создания этой главы мы использовали работы Г.Н. Чагина и А.В. Черных, а так же материалы сайтов.

Из большого количества названий, которыенам встретились, мы составили словарь, который можно использовать для составления общих или тематических кроссвордов. (14), (Приложенеие)

Иллюстрации к главе мы разместили на слайдах презентации.

Хранителями традиционного народного костюма являются старики и в особенности старухи, хотя с каждым годом и они все чаще заменяют самодельный материал фабричным и одеваются так, как ходят в рабочих поселках и городах - Ку- дымкаре, Перми и др.

Традиционный комплекс народной одежды коми-пермячек состоял из холщовой рубахи йбрнбс - белой или чаще цветной, с прямыми вставками на плечах, так называемыми поликами, с длинными рукавами и круглым воротом в сборку на обшивке. Рубаха, как правило, составная. Нижняя часть ее пришивалась по талии к верхней и состояла обычно из трех прямых полотнищ и четырех раскошенных боковых клиньев. Иногда верхнюю часть рубахи шили из ситца, а нижнюю из холстины. Эти рубахи уже не с прямыми поликами, а на кокетке, со стоячим воротником и разрезом посредине груди, застегиваемым на пуговицы.

Поверх рубахи надевался косоклинный сарафан дубас из набойки или синего холста.

В настоящее время, если кто и продолжает носить дубас, то шьют его из фабричной ткани, прямой, в виде юбки со сборками, на лямках, и называется он уже не дубасом, а сарафаном.

Дубас и сарафан подпоясывают плетенным из разноцветных ниток пояском (покром) с бахромой на концах. Поверх сарафана надевают цветной или чаще белый «запон» - фартук с вышивкой на подоле. Такой наряд является в настоящее время праздничным национальным костюмом; в нем обычно выступают девушки на вечерах художественной самодеятельности, фестивалях и праздниках песни.

Исчезнувшие ныне традиционные головные уборы замужних коми- пермячек были в основном двух видов: самгиура в южных районах и кокошник - в северных. Самшура - своеобразный чепец с твердым дном г обшитый кумачом, украшенный несложной вышивкой и полосками позумента. Кокошник тоже имеет вид чепца, но с твердым полуовальным очельем, зашитым мелкими пуговицами, блестками или бисером. Кокошник, как и самшура, удерживается на голове шнурками, продернутыми в нижнюю часть убора.

Дома женщины ходили в кокошнике или самшуре без платка, а при выходе из дома покрывались платком.

Старинные девичьи повязки не сохранились. Теперь самый распространенный головной убор девушек и замужних - платок. Некоторые пожилые женщины еще носят под платком матерчатый чепец (моршенъ) типа повойника. Так ходят обычно дома. Выходя на улицу, поверх платка или моршеня повязывают второй, более плотный платок или шерстяной полушалок, завязывая концы его под подбородком.

Мужской традиционный костюм имел и в прошлом еще меньше своеобразных черт, чем женский, а в наши дни совсем не отличается от костюма русского колхозного крестьянства соседних районов.

Старинную мужскую рубаху шили из белого холста или пестряди, туникообразного покроя, длиннее современной. Ворот, рукава и подол рубахи украшали ткаными красными полосами, вместо пуговиц к вороту пришивали завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая ее узким плетеным пояском или кожаным ремнем. На пояс, как и коми, вешали небольшую кожаную сумочку (биеа), в которой хранили иголку, нитки, трут и кремень для высекания огня.

Штаны (вешъян) носили из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди; зимой поверх холщовых штанов надевали еще суконные.

Головные уборы мужчин уже давно утратили свои традиционные особенности. Валяные шерстяные колпаки, в которых ходили прежде, можно встретить очень редко. Мужчины носят разнообразные фуражки, картузы, зимой - меховые мерлушковые шапки.

Рабочей одеждой мужчин и женщин служат «запон» - закрытый передник с рукавами и глухая туникообразного покроя рубаха с длинными рукавами и круглым вырезом ворота, длиной почти до колен, сшитая из грубого холста, крашеного или сурового. Рубаху подпоясывают ременным поясом.

Традиционные формы верхней летней и зимней одежды у мужчин и женщин были почти одинаковы. Летом те и другие носили шабур - кафтан из синего или небеленого холста, отрезной в талии, с [большим количеством сбор на спине, длиной до колен. Более теплой одеждой был попыток - тоже своего рода кафтан, но длинней шабура, из полушерстяной ткани домашней выделки, сшитый в талию со вставными клиньями по бокам.

В северных районах округа более теплой верхней одеждой была гу- ня - одежда типа русской поддевки, сшитая из домашнего сукна коричневого или белого цвета, со сборами или фалдами на спине. Зимой носили шубу (пась) из желтых или черных овчин, прямого покроя и со сборами: иногда пась крыли сукном или холстом, выкрашенным в синий цвет.

В наши дни почти все покупают готовую верхнюю одежду в магазине, а если некоторые коми-пермяки и шьют ее дома или в пошивочной мастерской, то уже из фабричных тканей и по современным фасонам.

В 1940-х годах еще сохранялись отдельные виды традиционной обуви. Некоторые коми-пермяки, мужчины и женщины, продолжали носить в качестве рабочей обуви лапти (нинкдм), сплетенные из липового лыка и бересты; по форме они не отличались от русских лаптей. Верхние края (чаще всего у женских лаптей) обшивали цветным холстом, поэтому они и назывались «лапти с опушнем». Ноги обертывали белыми холщовыми онучами. Женщины зачастую вниз надевали чулки и обматывали ноги онучами только до половины икр. Обычно женщины, в особенности молодые, носили онучи с шерстяными красными оборами, мужчины - с черными или плетенными из лыка. В северных районах округа и на Язьве и в прошлом мало кто ходил в лаптях, там чаще носили самодельные кожаные коты типа кожаных галош с красными шерстяными оборами. В этих районах были распространены шерстяные чулки с пестрыми узорами, как и у коми.

Теперь на работу многие мужчины и женщины ходят в кожаных сапогах. Специальные высокие сапоги - бродни с мягкой подошвой надевают, идя в лес и на рыбную ловлю. Зимой носят валяную обувь: валенки и ишим- валяные головки с пришитыми к ним суконными голенищами. Повсеместно распространены различные виды фабричной обуви.

Несколько больше традиционных особенностей сохраняет охотничий костюм, который бытует в настоящее время только в северных районах округа и отчасти у язьвинских коми-пермяков. Он очень похож на охотничий костюм коми. В него входят: холщовая или суконная безрукавка лузан, обшитая по краям кожей, четырехугольная на околыше самодельная суконная шапка, белая гуня и специальная охотничья обувь ком из сыромятной кожи, с очень толстой подошвой, загнутым носком и суконными или меховыми голенищами.

Пища

В дореволюционное время питание коми-пермяков было весьма скудным. Основу его составлял хлеб из ячменной или ржаной муки с добавлением в него различных суррогатов: толченой лебеды, пихтовой коры, муки из сушеных ягод черемухи. Овощей ели очень мало, молоко чаще всего пили квашеным; мясо бывало на коми-пермяцком столе главным образом в большие праздники. Подспорьем в питании служили сушеные и соленые грибы, а также ягоды, которые тоже сушили и замачивали на зиму.

Вместе с тем можно отметить сравнительное разнообразие традиционной кухни коми-пермяков. Она включает много различных мучных кушаний: оладьи, блины, шаньги, пироги с разной начинкой; из жидких блюд, кроме кислых щей (тома шыд),- мясной суп (ля шыд), суп из ячневой крупы (туся шыд), гороховый суп (анъкытша шыд), кислый гороховый или ягодный кисель.

В наше время питание коми-пермяков стало несравненно лучше и обильнее. Хлеб теперь пекут из чистой ржаной муки, без примесей. Много используют пшеничной муки и кондитерских изделий.

Увеличился ассортимент круп. Наряду с овсяной и ячневой едят манную, рисовую и другие каши. Возросло потребление гороха, стали употреблять в пищу фасоль и кукурузу. В местных магазинах продаются макаронные изделия, которых ранее коми-пермяки почти совсем не знали.

Рыба, как и в дореволюционное время, занимает существенное место в питании коми-пермяков. Ее едят в самом разнообразном виде - соленую, жареную, варят из нее уху, но в особенности любят пироги черинянь с запеченной в них, как и у коми, целой рыбой. Пироги с рыбой являются праздничным блюдом, их пекут также на свадьбу, на новоселье, в поминальные и другие торжественные дни. Широкое распространение в послевоенные годы получили покупаемые в магазинах треска, морской окунь, а также различные рыбные консервы.

Увеличилось потребление молочных и мясных продуктов. Из молока делают творог, простоквашу. С молоком приготовляют яичницу из куриных яиц. Из мяса, кроме жидких мясных блюд, делают студень; готовят кушанья из жареного мяса. Коми-пермяки очень любят и часто приготовляют, в особенности по праздникам, пельмени, причем иногда мясную начинку заменяют капустой или вареным картофелем. От коми-пермяков, по всей вероятности, и получил распространение термин «пельмени», они называют свое традиционное кушанье пелънянъ, т. е. «хлеб, имеющий форму уха».

Большое место в питании коми-пермяков занимает картофель, его варят, жарят, пекут, кладут в тесто, добавляют в суп, используют как начинку для пирогов и шанег. У коми-пермяков появились помидоры и огурцы, которых раньше они почти не знали. В округ завозятся фрукты в свежем, сухом и консервированном виде.

Устойчиво сохраняются традиционные напитки. Далеко не все коми- пермяки любят и пьют чай, но зато в каждом доме имеется овсяная теплая брага. По праздникам варят пиво.

Во всех рабочих поселках и во многих деревнях работают столовые. Летом для колхозников во время работ организуется общественное питание на полях.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №44» г.Воркуты

Национальный костюм

северных коми

ученик 2 класса

Хозяинов Арсений

ученик 2 класса

МОУ «СОШ №44» г.Воркуты

Руководитель: Перепелова Екатерина Семёновна,

учитель начальных классов

г. Воркута

2012 г.

Оглавление

    Ведение

    Основная часть

    Заключение

    Список использованных источников

    Приложения

Проблема: Народный национальный костюм должен быть отражением традиций нашей малой родины. Стареют мастерицы, национальные костюмы ветшают, лежат в сундуках как реликвия.

Целью нашей работы является

    сохранение коми народных традиций, воспитание уважения к традиционной культуре.

    развивать и способствовать умение работать со справочной литературой, умение вести диалог, анализировать, развивать критическое мышление.

    пропагандировать национальные ценности.

Фольклор коми – сказания и легенды, сказки и песни, пословицы поговорки – дает представление об основных этических и моральных норм народа. Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками

Традиционная одежда коми, проживающих на северо-востоке республики, сходна с одеждой северорусского населения, ненцев и коми-ижемцев.

Женская и девичья одежда очень хороша своей красочностью, мягким и плавным силуэтом. На Севере, в неярком свете дней и белых ночей, особенное значение имело праздничное узорочье костюма. Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд, который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками.

Так как у местного населения основное занятие оленеводство, то и в одежде сохраняется традиционная одежда из оленьих шкур.

Традиционной женской одеждой северных коми считается сарафан с кофтой, т.е. сарафанный комплекс одежды.

Рубаха является основным элементом женской одежды. Издавна использовали домотканые холсты, парчу, сатин, атлас, альпак, сукно, шелк.

Рубаха украшается вставками из контрастной ткани. Ворот, подол и кромка рукавов вышивается узором. Народы коми живут в условиях северной природы, поэтому и орнамент включает в себя растительные

окраски.

Поверх рубахи надевался сарафан. По покрою сарафаны различают косоклинные и прямые.

Косоклинный сарафан в основе своей имел три прямых полотнища: два спереди и одно сзади, и 4 клина, вставленных по 2 в бока. Поддерживался сарафан с помощью лямок, которые сзади делали вырезными, а спереди пришивными.

Прямой сарафан представлял собой юбку с неширокими пришивными лямками, сшитые из 5-6 полотнищ ткани. Носили прямой сарафан значительно ниже, чем косоклинный, но также всегда подпоясывали ткаными или плетеными ремешками. Ширина сарафана в подоле достигала 4 метров. Для пышности под сарафан надевают несколько юбок.

Поверх сарафана или юбки женщины надевали передник без нагрудничка с вышивкой и кружевами.



Ж

енский головной убор различают по возрастному принципу. У девушки головные уборы оставляли неприкрытыми часть волос. У молодых может быть венчик в виде ленточки, а также ободок из бересты. Замужняя женщина заплетала волосы в две косы, укладывая их вокруг головы, и покрывала голову специальным чепцом – «волосник», при гостях поверх волосника одевался платок. Головных уборов у женщин было много, иногда одевался на голову поверх волос сборник на твердой основе, кокошник, ситка.

В костюмах северянок преобладают зеленые и фиолетовые тона. Когда приходила старость, женщина повязывала голову темным платком, избегала носить яркие одежды.




Ношение традиционной одежды неразрывно связано с соблюдением определенных последовательностей одевания, строгое соблюдение запретов, связанных с ношением и хранением. Так, например, не разрешалось снимать юбку через ноги, так снимают только с покойника. На головном уборе одна из частей крепилась вокруг головы, а впереди образовывался крест на крест, это служило оберегом для женщины. Одежда хранилась в не вывернутом наизнанку состоянии, в недоступном от посторонних глаз месте.

Верхняя одежда у северных коми близка к мужской - малица, заимствованная у ненцев. Она отличается от мужской, только отделкой по подолу орнаментом, украшениями из различных кусочков меха и сукна, а также меховой опушкой- оборкой.

В холодные дни одевался поверх совик, аналогичный малице, сшитый из сукна.

Из обуви северные коми летом и осенью носили поршни сшитые из сыромятной кожи, стягиваемые ремешком у щиколотки; коты- кожаная обувь с невысоким суконным голенищем. Надевали такую обувь с холщовыми портянками или длинными шерстяными чулками, связанными яркими нитками с национальным орнаментом.

Зимой носили пимы (сапоги из оленьего меха (камыса) ворсом наружу). Украшали переднюю часть пим кусочками меха или цветного сукна, бисером.

Р
усскоязычная письменность, пасы – знаки заменяли слова и целые предложения. До сих пор пасы можно встретить как элемент коми орнамента в оформлении костюмов

В орнаменте женской одежды встречается «половинка ошейника »

восходящее солнце, пожелание благополучия в делах и любых начинаниях.

«Зубья пилы » или домики символизируют единство людей в быту и работе, пожелание успеха в делах.

Одежда наших бабушек с течением времени ветшает, залеживается в сундуках. Чтобы сохранить традиции, старинной одежды северных коми, мы должны не только изучать ее, но и знать секреты ее изготовления и ношения.

С самого раннего возраста меня привлекла одежда коми бабушек. Во время праздников всегда у бабушек была красивая яркая одежда. Позднее я шила для кукол одежду. Всегда поражали меня растительные орнаменты, напоминающие крестики, ромбики, полукруги, рога оленя. Повзрослев, стала интересоваться и изучать таинственные орнаменты, собирала материал о народном костюме.

Я считаю, что каждый живущий в нашей республике должен не только знать, но сохранять культуру народа коми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Статья Е.В.Картовщиковой «Изучение народного костюма коми». Научно-методический журнал «Школа и производство» 2006 г. №6

    Г. Климова «текстильный орнамент коми». Сыктывкар Коми книжное издательство 1984 г.