Презентация по воспитанию. Воспитание. значимость ее в иерархии

Слайд 2

Определение воспитания

Ребёнок – объект педагогического процесса. Важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Воспитание – целеустремлённое, системное управление процессом формирования личности в целом или отдельных её качеств в соответствии с потребностями общества (Н. Е. Ковалёв) Воспитание – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю. К. Бабанский) Воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду (А. В. Петров) Воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А. В. Мудрик) Цель воспитания – гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. Учебно-воспитательный процесс игнорирует фактор саморазвития личности.

Слайд 3

Основные закономерности воспитания

воспитание детерминированного культурного общества; воспитание и обучение – два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей долей воспитания; эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включённостью его в самовоспитание; эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания форм, методов, средств, адекватных ребёнку и педагогу.

Слайд 4

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ: Наиболее полное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Слайд 5

Содержанием воспитания является культура личности: внутренняя культура (духовность) и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореализация.Средства воспитания – богатейший набор явлений и объектов, предметов окружающей действительности: достижения Духовной и материальной культуры своего народа и народов мира. На развитие ребёнка влияют Виды деятельности: игра, труд, спорт, творчество, общение. В информационном обществе широко используются технические средства (видео, телевидение, кино, компьютерные программы).Ничто не заменит слово педагога, пример его яркой личности, уровень культуры педагога.Обучение дополняет и обогащает процесс воспитания, но не подменяет его.

Слайд 6

«Метод есть упорядоченная, проверенная на практике совокупность приёмов, указывающая, как надо действовать, сообразуясь с общей и конкретной целями».Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

Слайд 7

Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королёв выделяют три группы методов воспитания: убеждение; упражнение; поощрение и наказание. В.А.Стастелин под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Он выделяет 4 группы методов: формирование сознания личности(взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения; контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения.

Слайд 8

Постепенно в традиционной педагогике происходит переход от авторитарности к широкому набору методов, поощряющих самовоспитание.

В гуманистической теории воспитания преобладают методы, способствующие саморазвитию и самореализации детей. Педагоги используют методы вовлечения в деятельность, развития сознания и самосознания, стимулирования и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. Преобладают методы сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе самосозидания: открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, «мозговой штурм», самоанализ и самооценка, импровизация и игра. Эти методы создают ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и воспитанника в благотворную созидательную деятельность по развитию своей личности. Методы воспитания отбираются с учётом общих и конкретных целей воспитания и самовоспитания, их содержания и средств, а также с учётом профессионализма, мастерства и культуры педагога. Воспитание осуществляется через воспитательный процесс – целенаправленный процесс взаимодействия: индивид – индивид; индивид – группа; индивид – группа. Этот процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах: семье, воспитательных (детский сад, интернат), образовательных (школа, гимназия, лицей), профессионально-образовательных (колледж, профессиональное, художественное, музыкальное, медицинское училище), учреждениях, ВУЗах, секциях, клубах, музеях, театрах, детских объединениях и организациях. Воспитательный процесс – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Слайд 9

Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса следующих принципов:

безоговорочное принятие ребёнка, устойчиво положительное отношение к нему; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом; осознание и признание права личности быть не похожей на других; предоставление права на свободный выбор; оценка не личности ребёнка, а его деятельности, поступков; владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного ребёнка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций; учёт индивидуально-психических и личностных особенностей ребёнка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия; памяти и мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка, сформированность положительной Я – концепции, активность и т.д.)

Слайд 10

Гуманизация воспитательно-образовательного процесса – задача всего педагогического коллектива, которая решается через формирование гуманистической педагогической позиции и педагогической культуры УЧИТЕЛЕЙ; через овладение методиками и технологиями воспитательно-образовательного процесса, вовлекающими ребёнка в саморазвитие, САМОВОСПИТАНИЕ, САМОРЕАЛИЗАЦИЮ.

Слайд 11

Технологический подход к воспитанию и обучению как новое направление, зародившееся в 60 -70 - егг. хх в., привлёк педагогов - практиков идеей полной управляемости учебно-воспитательным процессом. Под педагогической технологией понимается систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. педагогические технологии позволяют создавать гибкую и подвижную структуру учебно-воспитательного процесса, корректируемую на любом её этапе благодаря наличию постоянной обратной связи. Возможность поэтапного воспроизведения педагогической технологии обеспечивающей достижения целей воспитания и обучения для всех учащихся.

Слайд 12

Вказани под руководством М.И.Махмутова была разработана технология проблемного обучения. В 70–е гг. получила известность и распространение методика в.Ф.Шаталова, который создал эффективную учебно-воспитательную технологию. Внедрение технологии воспитания и обучения в практику стимулировало теоретическую разработку проблемы технологического подхода в учебно-воспитательном процессе. На эффективность воспитательного процесса в большей мере влияет мастерство педагога, особенности его личности, отношение воспитанника к воспитателю. Продуктивность воспитательной технологии зависит от степени авторитета педагога и др. факторов.

Посмотреть все слайды

Воспитание есть одна из основных педагогических категорий. Она тесно взаимосвязана с другими педагогическими категориями и имеет достаточно сложную структуру. Процесс воспитания основан на принципах, которые необходимо знать любому педагогу.

Принципы воспитания – это определенная система требований к процессу воспитания, их много и каждый педагог вправе пользоваться лишь некоторыми из них. На выборе педагога, на том, каких принципов воспитания он будет придерживаться, основан научно-педагогический процесс.

Как правило, (СЛАЙД №3) принципы воспитания вначале формулируются в виде педагогической теории или концепции, и проверяются на адекватность в ходе проведения педагогического эксперимента или непосредственно на практике. В связи с тем, что с течением времени в обществе происходят самые различные изменения, педагогической науке постоянно требуется обновление принципов воспитания .

(СЛАЙД №4) Настоящее время представляет собой эпоху развития гуманистической педагогики . Предпосылки для ее развития существовали в России с самых древних времен и вплоть до 19 века, а потом и в начале 20 века. Это были теории и научные работы отечественных и зарубежных педагогов. Важную роль в становлении гуманистической педагогики в России сыграли (СЛАЙД №5) концепция педоцентризма Дж. Дьюи, В. Лая и М. Монтессори , (СЛАЙД №6) Вальфдорская педагогика , автором которой является Р. Штайнер , и некоторые другие.

Наибольшую поддержку гуманистическая педагогика получила через (СЛАЙД №7) гуманистическую психологию К. Роджерса , которая была основана на безусловной любви к ребенку, принятии его таким, какой он есть, психолого-педагогической поддержке и прочем. Кроме того, на окончательное обращение отечественного воспитания к гуманистической педагогике повлияли развитие демократии и изданные (СЛАЙД №8) ООН «Конвенция о правах ребенка» и «Декларация о правах человека» .

(СЛАЙД №9) Рассмотрим самые основные принципы гуманистического воспитания . В различной научно-педагогической литературе могут встречаться их различные вариации.

(СЛАЙД №10) Во-первых , по концепции гуманистической педагогики , воспитание должно быть направлено на развитие творческой индивидуальности и личности. Объектом воспитания является человек и его способности. От педагога требуется не просто изложить ученикам материал, но и поработать с каждым из них индивидуально, опираясь на особенности каждого из них.

(СЛАЙД №11) Во-вторых , процесс воспитания должен проходить в соответствии с особенностями окружающей культуры и позволять воспитуемым усвоить эти культурные особенности, поскольку человек сможет адаптироваться в социуме лишь при условии знания его культурных ценностей.

(СЛАЙД №12) В-третьих , главным фактором успешного воспитания является активная развивающая самостоятельная деятельность детей. В интересах педагога побудить воспитанника к самостоятельной деятельности. Если ученик сам будет стремиться к получению знаний, то педагогический процесс будет идти намного легче и интереснее.

(СЛАЙД №13) Четвертый принцип воспитания – это связанность воспитания с трудом, обществом и личным опытом воспитанника. Этот принцип связан с адаптацией воспитанников к взрослой жизни, расширением их опыта и научением их использовать свои теоретические знания на практике.

(СЛАЙД №14) Пятый принцип воспитания состоит в обязательном пребывании в коллективе в процессе воспитания, участии в его деятельности и участии самого коллектива в формировании личности каждого из воспитуемых. Этот бпринцип также направлен на адаптацию воспитанников к жизни в обществе. Кроме того, коллектив – это очень мощное педагогическое средство.

(СЛАЙД №15) Шестой принцип воспитания подразумевает выделение только положительных сторон воспитанника и построение воспитательного процесса исходя из них. Акцентируя внимание на положительных качествах ученика, педагог побуждает его развивать их и подавлять отрицательные качества. Однако этот принцип отнюдь не состоит лишь в восхвалении. Он должен сочетать в себе одновременно уважение к личности учащегося и требовательность к ней. И последний принцип заключается в сочетании активной самостоятельной деятельности учащихся с руководством педагога. Конечно же, педагог должен направлять деятельность своих воспитанников. Но при этом ни в коем случае не подавлять их инициативу, потому что подавление активности неминуемо остановит развитие личностей учащихся.

(СЛАЙД №16) Обобщая все вышесказанное в единую мысль, получим следующую картину: воспитание обязательно должно стремиться к развитию личности воспитанников основываясь на их индивидуальных и возрастных особенностях в процессе освоения культуры. Концепция воспитания, которой руководствуется педагог при построении педагогического процесса, кроме ряда вышеуказанных факторов определяется также и волей самого педагога или педагогического сообщества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Принципы воспитания

Принципы воспитания Воспитание - это определенная система требований к процессу воспитания, их много и каждый педагог вправе пользоваться лишь некоторыми из них.

Педагогический эксперимент или практика Принципы воспитания Педагогическая теория или концепция

Настоящее время представляет собой эпоху развития ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ.

Концепция Педоцентризма - Дж. Дьюи, В. Лая и М. Монтессори Дж. Дьюи В. Лая М. Монтессори

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. Роджерса была основана: на безусловной любви к ребенку принятии его таким, какой он есть психолого-педагогической поддержке

ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

По концепции гуманистической педагогики, воспитание должно быть направлено на развитие творческой индивидуальности и личности. Объектом воспитания является человек и его способности.

II. П роцесс воспитания должен проходить в соответствии с особенностями окружающей культуры и позволять воспитуемым усвоить эти культурные особенности, поскольку человек сможет адаптироваться в социуме лишь при условии знания его культурных ценностей.

III. Главный фактор успешного воспитания является активная развивающая самостоятельная деятельность детей.

IV. Принцип воспитания – это связанность воспитания с трудом, обществом и личным опытом воспитанника.

V. П ринцип воспитания состоит в обязательном пребывании в коллективе в процессе воспитания, участии в его деятельности и участии самого коллектива в формировании личности каждого из воспитуемых.

VI. Принцип воспитания подразумевает выделение только положительных сторон воспитанника и построение воспитательного процесса исходя из них.

ВЫВОД: Воспитание обязательно должно стремиться к развитию личности воспитанников основываясь на их индивидуальных и возрастных особенностях в процессе освоения культуры. Концепция воспитания, которой руководствуется педагог при построении педагогического процесса, кроме ряда вышеуказанных факторов определяется также и волей самого педагога или педагогического сообщества.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего познать его также во всех отношениях. К.Д. Ушинский Базовые понятия

  • Воспитание, виды воспитания, развитие, методы воспитания, взаимосвязь обучения и воспитания, методы и приёмы воспитания
  • Классный руководитель, функции классного руководителя, обязанности классного руководителя
Воспитание как педагогический процесс

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ

СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(учитель)

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

СУБЪЕКТ (учащийся)

Виды воспитания

  • Трудовое
  • Умственное
  • Физическое
  • Авторитарное
  • Свободное
  • Демократическое

По доминирующему принципу и стилю отношения воспитателей и воспитанников

  • Семейное
  • Школьное
  • Внешкольное
  • Конфессиональное
  • Воспитание в детских и юношеских организациях
  • Воспитание по месту жительства
  • Воспитание в закрытых и специальных воспитательных заведениях

По институционным признаком

  • Физическое
  • Этическое
  • Правовое
  • Военно-патриотическое
  • Экологическое
  • Интернациональное
  • Эстетическое
  • Половое
  • Экономическое
  • Трудовое

По аспектам воспитательного процесса

Методы воспитания (по М.И. Болдыреву) МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ПОВЕДЕНИЯ

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ

Методы формирования сознания

  • Рассказ
  • Объяснение
  • Разъяснение
  • Лекция
  • Этическая беседа
  • Внушение
  • Инструктаж
  • Диспут
  • Доклад
  • Пример
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
  • Упражнение
  • Приучение
  • Поручение
  • Педагогическое требование
  • Общественное мнение
  • Воспитывающие ситуации
Методы стимулирования
  • Соревнование
  • Поощрение
  • Наказание
Процесс воспитания и его принципы Процесс воспитания – целенаправленная, организованная деятельность по формированию и развитию человека, характеризующаяся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осуществляющаяся в рамках педагогической системы учреждения. Компоненты педагогического (воспитательного) процесса
  • Целевой – определение целей воспитания
  • Содержательный – разработка содержания воспитания
  • Операционно-деятельностный – организация воспитательной деятельности и взаимодействие участников процесса
  • Оценочно-результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания, суждения об эффективности процесса
  • Коммуникативный – отражает наличие в воспитательной системе субъекта и объекта воспитания и означает общение, их взаимодействие в процессе воспитания
Принципы (законы) воспитания 1
  • Гуманистическая направленность воспитания на развитие личности
  • Направленность воспитания на овладение культурой, ценностями общества, нормами поведения
  • Связь воспитания с жизнью и трудом
Принципы (законы) воспитания 2
  • Воспитание в деятельности
  • Воспитание с опорой на активность личности
  • Воспитание в коллективе и через коллектив
  • Объединение педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью воспитанников
  • Уважение к воспитываемому лицу в соединении в требовательностью к нему
  • Воспитание с опорой на положительные качества человека
Принципы (законы) воспитания 3
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей
  • Единство требований (школы, семьи, общества)

Группы принципов воспитания

Педагогические (методические), технологические

Социопсихологические

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА САМОВОСПИТАНИЯ

Осознание потребности, желания изменить себя, усовершенствовать свои личные качества

Самоанализ

Определение целей, программ, плана деятельности

Самооценка

Деятельность, направленная на самоизменение, самоусовершенствование

Методы, приемы, средства деятельности, направленные на самовоспитание

Принцип целостного подхода к воспитанию Критерии оценки воспитанности учащихся

Название качества личности учащегося

Критерии воспитанности

Любовь к Родине

Знание истории, уважение к историческому прошлому, традициям народа; забота об интересах, исторической судьбе страны; чувство гордости за великих людей страны, её культуру, достижения; привязанность к месту проживания (город, село, область, страна в целом);бережное отношение к природе, народному достоянию; знание современных важных событий

Интернационализм

Интерес к культуре, искусству других народов; дружба с людьми разных национальностей; добровольное участие в мероприятиях интернационального характера

Отношение к одноклассникам, ровесникам

Участие в делах своего класса; привычка оказывать бескорыстную помощь; дружеские отношения с мальчиками и девочками; требовательность и уважение к ровесникам

Гуманность

Доброжелательное отношение к людям, забота о них; помощь, чуткость, уважение, доверие; ; внимательное отношение к интересам, желаниям людей, тревожащим их вопросам, к мнениям, чувствам окружающих; понимание мотивов, которыми руководствуются люди в своем поведении; тактичное отношение к их самолюбию, гордости, достоинству; исключение грубости, чванства, напыщенности, нетерпения, недоверия

Честность

Правдивость, искренность; выполнение обещаний; привычка не брать без разрешения чужие вещи; нетерпимость ко лжи, воровству, обману, добровольное признание ошибок, поступков; готовность не скрывать действительное положение вещей

Отношение к труду (трудолюбие)

Любовь, потребность и привычка к труду; добросовестность, старательность в труде; постоянная занятость полезными делами; привычка качественно и своевременно выполнять работу; наслаждение от самого трудового процесса; заинтересованность в достижении положительных результатов; помощь членам семьи по хозяйству

Дисциплинированность

Соблюдение установленных в обществе правовых, моральных, политических, эстетических норм поведения, правил для учащихся, определенных обычаев, традиций; быстрое и точное выполнение требований родителей и учителей

Активность

Стремление отвечать на уроках, дополнять ответы других; знакомство со вспомогательной; добровольное участие в разных видах деятельности; инициативность, самостоятельность.

Любознательность

Систематическое чтение литературы по разным отраслям науки и техники, постоянная потребность расширения и углубления своих знаний; привычка пользоваться словарями, справочниками; участие в работе факультативов, кружков, секций; хорошая успеваемость

Смелость

Способность к преодолению чувства страха; готовность помочь с риском для себя; готовность отстаивать свое мнение

Сила воли

Способность заставить себя выполнить то, что надо, а не только то, что нравится; привычка доводить начатое до конца; упорство в достижении поставленной цели; стремление и способность к преодолению трудностей; успехи в самовоспитании

Достоинство, честь

Отношение к себе и к другим как к определённой ценности; осознание положительных черт, не позволяющее поступаться ими, самоуважение, вызванное осознанием достигнутых успехов; требование от других уважения к себе, своим правам

Любовь к прекрасному (эстетическая воспитан-ность)

Интерес к урокам литературы, пения, рисования; знание и понимание произведений литературы, музыки, живописи, киноискусства; посещение театров, музеев; опрятный внешний вид; участие в художественной самодеятельности; желание творить прекрасное

Стремление к физическо-му совершенству

Стремление быть сильным, ловким, здоровым; правильная осанка; привычка ежедневно делать физзарядку; участие в спортивных играх, соревнованиях, походе, работе секций

Обучение = воспитание 1. Воспитание неотрывно от обучения, в про-цессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между дву-мя процессами, в котором они будто слива-ются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который опреде-ляется как обучение, которое воспитывает Обучение = воспитание 2. Воспитание осуществляется в образова-тельном процессе определённой системы или учреждения и вне обучения, парал-лельно ему (кружки, общественный труд, трудовое воспитание). Здесь должны под-крепляться все эффекты обучения и оно в свою очередь должно действовать на воспитание Обучение = воспитание 3. Воспитание осуществляется вне (в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, сообществом, где происходит и некоторое стихийное обучение 4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, сообществами, сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением Классное руководство Классный руководитель – работник, осуществляющий педагогическую деятельность с коллективом учащихся класса, отдельными учащимися, их родителями, организацию и проведение внеурочной и культурно-массовой работы, способствующий взаимодействию участников учебно-воспитательного процесса в создании надлежащих условий для выполнения задач обучения и воспитания, самореализации и развития учащихся (воспитанников) , их социального развития Функции классного руководителя Функциональные обязанности классного руководителя
  • Всестороннее изучение и воспитание учащихся
  • Оказание учащимся помощи в учебе и развитии
  • Взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач
  • Решение проблем учебного и профессионального самоопределения учащихся
  • Контроль за успеваемостью, посещаемостью и поведением учащихся
  • Взаимодействие с родителями и оказание им помощи в воспитании детей
  • Развитие внутригрупповых и межличностных отношений учащихся
Цикл воспитательной работы классного руководителя (1-2) 1. Изучение учащихся класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности) 2. Формулирование воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учащихся класса, типичных для определенного периода обучения и индивидуальных Цикл воспитательной работы классного руководителя (3-5) 3.Планирование воспитательной работы – составление плана, оперативного документа, содержащего перечень заданий и дел по их решению и путей их реализации 4.Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с заданиями и планами: проведение классных часов, экскурсий, вечеров, походов, родительских собраний и пр. 5. Анализ и оценка результатов воспитания, состоящих в уровне воспитанности учащихся. Наблюдение, опрос и прочие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личном росте классного руководителя как воспитателя Варианты форм планов воспитательной работы классного руководителя А) Б)
  • Посещать уроки, занятия по теоре-тическому и практическому обучению, производственной практике и внеклассные занятия в своём классе (группе), присутствовать на мероприятиях, проводимых для учащихся (вос-питанников) учебными, культурно-просветительскими заведениями, дру-гими юридическими или физическими лицами
  • Вносить предложения на рассмотрение родительского собрания класса (группы) о материальном обес-печении организации и проведения внеурочных мероприятий в порядке установленном законодательством
  • Инициировать рассмотрение администрацией учебного заведения вопросов социальной защиты учащихся (воспитанников)
Права классного руководителя
  • Вносить предложения на рассмотрение администрации учебного заведе-ния и педагогического совета относи-тельно материального и морального поощрения учащихся
  • Посещать учащихся (воспитанников) по месту их проживания (с согласия родителей, опекунов, попечителей), изучать условия их быта и воспитания
  • В соответствии с целью выбирать содержание, средства, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса в классном коллективе
Права классного руководителя
  • Право на защиту профессиональной чести, достоинства в соответствии с действующим законодательством
  • Материальное поощрение за достижение весомых результатов в выполнении возложенных на него задач
  • Выбирать формы повышения педагогической квалификации по проблемам воспитания
  • Осуществлять педагогический кон-троль за соблюдением учащимися(воспитанниками) устава и правил внутреннего распорядка учебного заведения, других документов, регла-ментирующих организацию учебно-воспитательного процесса
  • Выбирать адекватные средства реа-лизации задач обучения, воспитания и развития учащихся (воспитанников)
  • Соблюдать педагогическую этику, уважать достоинство учащегося (вос-питанника), защищать его от любых форм физического или психического насилия
Обязанности классного руководителя
  • Информировать о состоянии воспита-тельного процесса в классе и уровне успеваемости учащихся (воспитанни-ков) педагогический совет, администрацию учебного заведения, родителей
  • Своей деятельностью утверждать ува-жение к принципам общечеловеческой морали, пропагандировать здоровый образ жизни
  • Вести документацию, связанную с исполнением полномочий классно-го руководителя (классные журналы, личные дела, планы работы и пр.)
  • Постоянно повышать профессиональный уровень, педагоги-ческое мастерство, общую культуру
Технология индивидуальной работы со сложными подростками Техника поведения педагога
  • Прояви интерес к собеседнику, научись смотреть ему в лицо и слушать его
  • Дай высказаться, умей держать паузу, молчать, попробуй понять состояние и проблемы учащегося
  • Умей выразить сочувствие, понимание его состояния и проблем
  • Умей ставить вопросы, чтобы всё понять, получить необходимую информацию
  • Направь собеседника к осознанию им самого себя и его проблем и к их решению. Не поучай и не давай советов: «Я бы на твоём месте…», но пробуди его собственную решимость.
Если педагогика хочет воспитать человека
во всех отношениях, то она должна прежде
всего познать его также во всех
отношениях.
К.Д. Ушинский

Базовые понятия

Воспитание, виды воспитания,
развитие, методы воспитания,
взаимосвязь обучения и воспитания,
методы и приёмы воспитания
Классный руководитель, функции
классного руководителя, обязанности
классного руководителя

Воспитание как педагогический процесс

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ
СУБЪЕКТ
ДЕЯТЕЛЬНО
СТИ
(учитель)
ОБЪЕКТ
И
СУБЪЕКТ
(учащийся)
СОДЕРЖАНИ
Е ПРОЦЕССА
ВОСПИТАНИ
Я
СРЕДСТВА
ВОСПИТАНИ
Я
РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ

Виды воспитания

По
содержанию
Трудовое
Умственное
Физическое
По
Семейное
Школьное институционным
Внешкольное признаком
Конфессиональное
Воспитание в детских и
юношеских
организациях
Воспитание по месту
жительства
Воспитание в закрытых
и специальных
воспитательных
заведениях
По доминирующему
принципу и стилю
отношения воспитателей и
воспитанников
Авторитарное
Свободное
Демократическое
По аспектам
воспитательного
Физическое
процесса
Этическое
Правовое
Военно-патриотическое
Экологическое
Интернациональное
Эстетическое
Половое
Экономическое
Трудовое

Методы воспитания (по М.И. Болдыреву)

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЗНАНИЯ
МЕТОДЫ
СТИМУЛИРОВАНИЯ
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА
ПОВЕДЕНИЯ

Методы формирования сознания

Рассказ
Объяснение
Разъяснение
Лекция
Этическая беседа
Внушение
Инструктаж
Диспут
Доклад
Пример

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Упражнение
Приучение
Поручение
Педагогическое требование
Общественное мнение
Воспитывающие ситуации

Методы стимулирования

Соревнование
Поощрение
Наказание

Процесс воспитания и его принципы

Процесс воспитания –
целенаправленная, организованная
деятельность по формированию и
развитию человека,
характеризующаяся взаимодействием
воспитателей и воспитанников и
осуществляющаяся в рамках
педагогической системы учреждения.

Компоненты педагогического (воспитательного) процесса

Целевой – определение целей воспитания
Содержательный – разработка содержания
воспитания
Операционно-деятельностный – организация
воспитательной деятельности и взаимодействие
участников процесса
Оценочно-результативный – проверка, оценка и
анализ результатов воспитания, суждения об
эффективности процесса
Коммуникативный – отражает наличие в
воспитательной системе субъекта и объекта
воспитания и означает общение, их взаимодействие в
процессе воспитания

Принципы (законы) воспитания

1
Гуманистическая направленность
воспитания на развитие личности
Направленность воспитания на
овладение культурой, ценностями
общества, нормами поведения
Связь воспитания с жизнью и трудом

Принципы (законы) воспитания

2
Воспитание в деятельности
Воспитание с опорой на активность личности
Воспитание в коллективе и через коллектив
Объединение педагогического руководства с
инициативой и самостоятельностью
воспитанников
Уважение к воспитываемому лицу в соединении
в требовательностью к нему
Воспитание с опорой на положительные
качества человека

Принципы (законы) воспитания

3
Учет возрастных и индивидуальных
особенностей
Единство требований (школы, семьи,
общества)

Группы принципов воспитания
Группа 3
Социопсихологиче
ские
Группа 1
Ценностносодержательные
Группа 2
Педагогические
(методические),
технологические

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА САМОВОСПИТАНИЯ

Осознание потребности,
желания изменить себя,
усовершенствовать свои
личные качества
Самоанализ
Определение целей,
программ, плана
деятельности
Самооценка
Деятельность,
направленная на
самоизменение,
самоусовершенствовани
е
Методы, приемы,
средства деятельности,
направленные на
самовоспитание

Принцип целостного подхода к воспитанию

Критерии оценки воспитанности учащихся

Название
качества
личности
учащегося
Критерии воспитанности
Любовь к Родине
Знание истории, уважение к историческому
прошлому, традициям народа; забота об
интересах, исторической судьбе страны;
чувство гордости за великих людей страны, её
культуру, достижения; привязанность к месту
проживания (город, село, область, страна в
целом);бережное отношение к природе,
народному достоянию; знание современных
важных событий
Интернационали
зм
Интерес к культуре, искусству других
народов; дружба с людьми разных
национальностей; добровольное участие в
мероприятиях интернационального характера
Отношение к
Участие в делах своего класса; привычка

Гуманность
Доброжелательное
отношение к людям, забота о
них; помощь, чуткость,
уважение, доверие; ;
внимательное отношение к
интересам, желаниям людей,
тревожащим их вопросам, к
мнениям, чувствам
окружающих; понимание
мотивов, которыми
руководствуются люди в
своем поведении; тактичное
отношение к их самолюбию,
гордости, достоинству;
исключение грубости,
чванства, напыщенности,
нетерпения, недоверия
Честность
Правдивость, искренность;
выполнение обещаний;
привычка не брать без
разрешения чужие вещи;
нетерпимость ко лжи,
воровству, обману,
добровольное признание

Отношение к труду (трудолюбие)
Любовь, потребность и привычка
к труду; добросовестность,
старательность в труде;
постоянная занятость полезными
делами; привычка качественно и
своевременно выполнять работу;
наслаждение от самого
трудового процесса;
заинтересованность в
достижении положительных
результатов; помощь членам
семьи по хозяйству
Дисциплинированность
Соблюдение установленных в
обществе правовых, моральных,
политических, эстетических норм
поведения, правил для учащихся,
определенных обычаев,
традиций; быстрое и точное
выполнение требований
родителей и учителей
Активность
Стремление отвечать на уроках,
дополнять ответы других;
знакомство со вспомогательной;
добровольное участие в разных

Любознательность
Систематическое чтение
литературы по разным отраслям
науки и техники, постоянная
потребность расширения и
углубления своих знаний;
привычка пользоваться
словарями, справочниками;
участие в работе факультативов,
кружков, секций; хорошая
успеваемость
Смелость
Способность к преодолению
чувства страха; готовность
помочь с риском для себя;
готовность отстаивать свое
мнение
Сила воли
Способность заставить себя
выполнить то, что надо, а не
только то, что нравится;

Достоинство, честь
Отношение к себе и к другим как
к определённой ценности;
осознание положительных черт,
не позволяющее поступаться
ими, самоуважение, вызванное
осознанием достигнутых успехов;
требование от других уважения к
себе, своим правам
Любовь к прекрасному
(эстетическая воспитанность)
Интерес к урокам литературы,
пения, рисования; знание и
понимание произведений
литературы, музыки, живописи,
киноискусства; посещение
театров, музеев; опрятный
внешний вид; участие в
художественной
самодеятельности; желание
творить прекрасное
Стремление к физическому
совершенству
Стремление быть сильным,
ловким, здоровым; правильная
осанка; привычка ежедневно
делать физзарядку; участие в

Обучение = воспитание

1. Воспитание неотрывно от обучения, в
процессе которого оно осуществляется
(через содержание, формы, средства
обучения). Это именно тот тип
отношения между двумя процессами, в
котором они будто сливаются воедино.
В такой форме воспитание входит в
учебный процесс, который опреде
ляется как обучение, которое
воспитывает

Обучение = воспитание

2. Воспитание осуществляется в
образовательном процессе
определённой системы или учреждения
и вне обучения, параллельно ему
(кружки, общественный труд, трудовое
воспитание). Здесь должны под
крепляться все эффекты обучения и
оно в свою очередь должно
действовать на воспитание

Обучение = воспитание

3. Воспитание осуществляется вне (в
соответствии с его общими целями)
семьей, трудовым коллективом,
группой, сообществом, где происходит
и некоторое стихийное обучение
4. Воспитание осуществляется и
другими (не образовательными)
учреждениями, сообществами,
сопровождаясь стихийным, а иногда
целенаправленным обучением

Классное руководство

Классный руководитель – работник,
осуществляющий педагогическую деятельность
с коллективом учащихся класса, отдельными
учащимися, их родителями, организацию и
проведение внеурочной и культурно-массовой
работы, способствующий взаимодействию
участников учебно-воспитательного процесса в
создании надлежащих условий для выполнения
задач обучения и воспитания, самореализации и
развития учащихся (воспитанников) , их
социального развития

Функции классного руководителя

Функциональные

Всестороннее изучение и воспитание учащихся
Оказание учащимся помощи в учебе и развитии
Взаимодействие с учителями класса в решении
педагогических задач
Решение проблем учебного и
профессионального самоопределения учащихся
Контроль за успеваемостью, посещаемостью и
поведением учащихся
Взаимодействие с родителями и оказание им
помощи в воспитании детей
Развитие внутригрупповых и межличностных
отношений учащихся

Цикл воспитательной работы классного руководителя (1-2)

1. Изучение учащихся класса: получение
демографических, медицинских,
психологических, педагогических данных
(семья, социальное и материальное положение,
состояние здоровья, уровень развития,
воспитанности, индивидуальные особенности)
2. Формулирование воспитательных задач,
общих для класса или отдельных групп,
учащихся класса, типичных для определенного
периода обучения и индивидуальных

Цикл воспитательной работы классного руководителя (3-5)

3.Планирование воспитательной работы – составление
плана, оперативного документа, содержащего
перечень заданий и дел по их решению и путей их
реализации
4.Организация, проведение и корректировка
деятельности в соответствии с заданиями и планами:
проведение классных часов, экскурсий, вечеров,
походов, родительских собраний и пр.
5. Анализ и оценка результатов воспитания, состоящих
в уровне воспитанности учащихся. Наблюдение, опрос
и прочие методы позволяют судить о результатах и
ставить новые задачи, а также о собственной
профессиональной компетенции и личном росте
классного руководителя как воспитателя

Варианты форм планов воспитательной работы классного руководителя

А)
Б)
№п/
п
Содержание
, формы и
методы
работы
Срок
выполнения
Исполните
ли
Дат Программа деятельности
а
здоровь общени обучени досу
е
е
е
г
Исполнит
ели
Отметка о
выполнени
и
Отметка
о
выполнен
ии

Права классного руководителя

Посещать уроки, занятия по теоретическому и
практическому обучению, производственной практике и
внеклассные занятия в своём классе (группе),
присутствовать на мероприятиях, проводимых для
учащихся (воспитанников) учебными, культурнопросветительскими заведениями, другими
юридическими или физическими лицами
Вносить предложения на рассмотрение родительского
собрания класса (группы) о материальном обеспечении
организации и проведения внеурочных мероприятий в
порядке установленном законодательством
Инициировать рассмотрение администрацией учебного
заведения вопросов социальной защиты учащихся
(воспитанников)

Права классного руководителя

Вносить предложения на рассмотрение
администрации учебного заведения и
педагогического совета относительно
материального и морального поощрения
учащихся
Посещать учащихся (воспитанников) по месту их
проживания (с согласия родителей, опекунов,
попечителей), изучать условия их быта и
воспитания
В соответствии с целью выбирать содержание,
средства, методы и формы организации учебновоспитательного процесса в классном коллективе

Права классного руководителя

Право на защиту профессиональной
чести, достоинства в соответствии с
действующим законодательством
Материальное поощрение за
достижение весомых результатов в
выполнении возложенных на него
задач
Выбирать формы повышения
педагогической квалификации по
проблемам воспитания

Обязанности классного руководителя

Осуществлять педагогический контроль за
соблюдением учащимися(воспитанниками) устава и
правил внутреннего распорядка учебного
заведения, других документов, регламентирующих
организацию учебно-воспитательного процесса
Выбирать адекватные средства реализации задач
обучения, воспитания и развития учащихся
(воспитанников)
Соблюдать педагогическую этику, уважать
достоинство учащегося (воспитанника), защищать
его от любых форм физического или психического
насилия

Обязанности классного руководителя

Информировать о состоянии воспитательного
процесса в классе и уровне успеваемости
учащихся (воспитанников) педагогический совет,
администрацию учебного заведения, родителей
Своей деятельностью утверждать уважение к
принципам общечеловеческой морали,
пропагандировать здоровый образ жизни
Вести документацию, связанную с исполнением
полномочий классного руководителя (классные
журналы, личные дела, планы работы и пр.)
Постоянно повышать профессиональный уровень,
педагогическое мастерство, общую культуру

Технология индивидуальной работы со сложными подростками

Общая структура деятельности педагога
Установление
контакта,
возможности
диалога
Выяснение проблем Обсуждение
учащегося, его
проблем
индивидуальных
качеств, в том
числе мешающих
успешной
адаптации
Оказание
психологопедагогическо
й поддержки

Техника поведения педагога

Прояви интерес к собеседнику, научись
смотреть ему в лицо и слушать его
Дай высказаться, умей держать паузу,
молчать, попробуй понять состояние и
проблемы учащегося
Умей выразить сочувствие, понимание его
состояния и проблем
Умей ставить вопросы, чтобы всё понять,
получить необходимую информацию
Направь собеседника к осознанию им самого
себя и его проблем и к их решению. Не поучай
и не давай советов: «Я бы на твоём месте…»,
но пробуди его собственную решимость.

Воспитание детей и подростков в семье.

  • Типичные ошибки в семейном воспитании.
  • Педагог-психолог
  • Кичина Светлана Вениаминовна
  • Да, без сомнения, взрослые очень, очень странный народ", - думал он, продолжая путь. Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц«
Ошибки, которые родители допускают при воспитании ребенка, можно условно разделить на два типа:
  • «Инструментальные» ошибки режим дня, обучение приемам деятельности, частные вопросы…
  • Ошибки более глубокие, связанные с родительской позицией по отношению к ребенку и его воспитания.
Мотивы воспитания.
  • воспитание и потребность в эмоциональном контакте
  • воспитание и потребность достижения
  • воспитание как реализация определенной системы
  • потребность в принятии окружающими,
  • в соответствии социальным нормам
  • воспитание и потребность смысла жизни
Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания
  • Авторитарные родители
  • Гипоопека
  • Гиперопека
Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:
  • 1 Уход от проблемы (чисто деловое общение)
  • 2 Мир любой ценой
  • (для взрослого отношения с ребёнком дороже всего).
  • Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребёнка.
  • 3 Победа любой ценой. (Взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребёнка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)
  • 4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.
“Родительские директивы» -
  • это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным
  • чувством вины перед родителем,
  • давшим эту директиву.
Гулдинги вывел целый перечень родительских директив:
  • 1. “Не живи”
  • (“Мне не нужна такая плохая девочка”, “Поскольку я все свои силы и здоровье отдала, чтобы тебя воспитать, я так и не смогла...”)
  • 2. “Не будь ребёнком” (“Пора тебе думать своей головой”, “Ну ты же не маленький, чтобы...”).
  • 3. “Не расти”
  • (“Ты ещё мала, чтобы краситься”,
  • “Мама тебя никогда не бросит”,
  • “Не торопись взрослеть”).
4. “Не думай” (выражается в требованиях не умничать, не рассуждать)
  • 4. “Не думай” (выражается в требованиях не умничать, не рассуждать)
  • 5. “Не чувствуй” (т.e. “Как ты смеешь злиться на старших”,
  • “Не сахарный – не растаешь”).
  • 6. “Не принадлежи”
  • 7. “Не делай”, “Не делай сам,
  • подожди меня”.
  • 8. “Не будь самим собой”
Общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • . Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
  • . Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • . Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • . Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
  • . Уважать право ребёнка на собственное мнение;
  • . Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • . С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
  • художник
  • В. Степанов,
  • 1966 г.
  • Благодарим за внимание!