Совет молодым воспитателямработа с родителями. Детские игры для знакомства и развлечения Как познакомится с детьми новому воспитателю

Ежегодно в наш детский сад на востоке Москвы (ГБОУ г. Москвы «Школа №1591») приходят новые малыши и новые родители. Наше дошкольное царство – это семья, где есть свои традиции. Мы всем сердцем любим наших малышей. И поэтому нам важно познакомиться и с детьми, и с родителями.

Уже давно мы не проводим скучных родительских собраний – собраний, которые «просто так должно быть». Всю организационную информацию мы размещаем на памятках, флаерах, которые раздаем нашим взрослым. Здесь каждый родитель может узнать, как проходит адаптация в нашем детском саду, что такое льготы и компенсация родительской оплаты, что может понадобиться из одежды и обуви малышу в детском саду. Это очень удобный способ общения и передачи важных сведений родителям. Так никто не забудет важных деталей и в любой момент сможет обратиться к памятке-инструкциям с любым организационным вопросом.

Первая встреча

Очень важна первая встреча, ее атмосфера, эмоции. Неважных деталей здесь не будет.

Начнем с расположения стульев для взрослых: их надо расположить буквой П. внутри можно поставить столы, так, чтобы снаружи за ними сидели родители, а внутри – малыши.

Предложите родителям познакомиться через игру «Я – родитель». Перед каждым родителем будет на тарелочке лежать пластилин. Предложите разделить его на три части. Пусть из первой части родители слепят образ «Каким родителем меня видят другие?». Из второй части – «Какой я родитель». Из третьей части пластилина – «Каким я хотел бы быть родителем».

Обязательно поблагодарите всех за активную работу, за ответы, добрые мысли. Обсудите и задайте вопрос: что же сделать, чтобы быть в гармонии с собой и быть таким родителем, каким ты хочешь быть? Пожелайте всем достичь совершенства и пусть их первым шагом станет соединение всех трех частей в единое целое – шар, как символ единства и целостности.

Во второй части мы напоминаем родителям о результатах чрезмерной любви и опеки над детьми.

Предлагаем поучаствовать в эксперименте. Для этого приглашаем одного родителя и задаем вопрос: «Как сильно Вы любите своего ребенка и на что готовы, чтобы уберечь его от опасностей нашего большого мира?»

Все родители помнят тот прекрасный день, когда малыш появляется на свет. Вот он такой маленький, трогательный лежит в кроватке и улыбается нам! Вот малыш делает первые шаги. А он может упасть! Что же делать? Как его уберечь от падений? Конечно, его надо усадить на подушки, пусть не ходит!

o Ленточкой необходимо перевязать ноги родителю, который изображает малыша.

Наш малыш стал такой любознательный, ходит везде и все трогает руками: розетки, выключатели, двери…Мы ему говорим: «Не трогай!»

o Второй ленточкой связываем руки.

Наш малыш взрослеет, он ходит теперь в школу, общается с другими ребятами и девочками. Вместе с этим получает столько информации, что уже нам, родителям, не всегда хватает времени отслеживать негативные и откровенно недопустимые слова, картинки… ох уж этот интернет, мессенджеры, социальные сети! Мы все чаще твердим: «Не смотри это! Не слушай то!»

o Третьей ленточкой мы завязываем глаза и уши.

Вот наш малыш уже и вовсе не малыш, он влюбился… Совсем не замечает ничего! А ведь он/она ему не пара, ведь нам виднее!

o Последней ленточкой мы перевязываем «сердце».

Итог: обсудите с «ребенком»-родителем его чувства. От чего ему хочется освободиться в первую очередь? Это очень важный опыт, и данная игра надолго останется в памяти каждого родителя.

В третьей части нашего знакомства предложите малышам и родителям сделать из белых листиков бумаги самолётики. Карандашами, фломастерами малыши могут украсить их, а родители пусть напишут добрые пожелания для педагогов и малышей. Все вместе запустите волшебные самолётики!

От всего сердца хочу пожелать Вам добрых и приятных новых встреч-знакомств с малышами и их родителями!

,

Людмила Ващенко
Игры на знакомство с детьми в старшей группе

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка врывается живительный поток представлений, понятие об окружающем.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Игра «Назови себя.»

Цель : позволяет участникам познакомиться друг с другом , привыкнуть, адаптироваться к новой среде.

Ход игры : Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, может что-то рассказать о себе) .

Игра «Представь свое имя в движении.» (с 6 лет)

Цель : игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства . В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры : Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.

Игра «Мое настроение.»

Цель : развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход игры : Детям предлагается поведать остальным о своем настроении : его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

Игра «Передача чувств.»

Цель : научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход игры : Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

Игра Приветствие с колокольчиком (для детей с 5 лет)

Цель : приветствие, настрой детей на доброжелательный лад.

Дети стоят в кругу, Взрослый подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит : «Здравствуй, Ваня, мой дружок!» . После Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен поприветствовать каждого ребенка.

Игра Ветер дует на. (для детей с 5 лет)

Цель : знакомство , разогрев, сплочение группы .

Со словами «Ветер дует на.» ведущий начинает игру. Вопросы могут быть следующими : «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого. есть сестра» , «кто любит животных» , «кто много плачет» , «у кого нет друзей» и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

Игра Разные, но похожие (для детей с 5 лет)

Цель : разогрев и сплочение группы , снижение напряженности, развитие самосознания, активизация внимания.

Взрослый говорит :

Сейчас поднимут руки только девочки. А теперь поднимут руки мальчики. Попрыгают те, кто в брюках. У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове и т. д.

По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой детей подводят к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.

Публикации по теме:

«Малые летние олимпийские игры». Музыкально-спортивный праздник с детьми старшей и подготовительной группы Цель и задачи: Расширять знания о спорте; знакомить с историей возникновения спартакиады; формировать навыки и умения в спортивных играх.

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста «Магазин одежды» в старшей группе 1. Задачи: -Способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни. Расширять знания.

Конспект НОД с детьми старшей группы по ознакомлению с художественной литературой «Знакомство с рассказом Н. Носова «На горке» Цель: знакомство детей с рассказом "На горке" Н. Носова. Задачи: 1. мотивировать детей на восприятие и понимание текста; 2. учить давать характеристику.

Конспект по ФЭМП в старшей группе «Знакомство с цифрой 7» Конспект по познавательному развитию в старшей группе (математика) Воспитатель группы компенсирующей направленности: Колобова Л. В. Тема:.

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с детьми» Цель: Установление контакта с детьми. Развитие долговременной зрительной ассоциативной памяти, совершенствование координации тонких движений.

Познавательное занятие в старшей группе «Знакомство с Удмуртией» Познавательное занятие в старшей группе Тема: "Знакомство с Удмуртией" Разработала и провела: воспитатель первой категории Мохначева Людмила.

Дети встают в круг (именинник в центре), берутся за руки и водят каравай: поют и выполняют незатейливые движения, на протяжении песни (до хлопков) руки друг друга не отпускают.
Все дети хором:
Как на День рождения
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины, (руки вверх)
Вот такой нижины, (присесть, руками коснуться пола/земли)
Вот такой ширины, (расходятся в стороны)
Вот такой ужины! (сходятся к центру)
Каравай, каравай, (хлопают в ладоши)
Кого любишь – выбирай!

Именинник:
Я люблю, конечно, всех,
А вот больше всех!

Новый «именинник» встает в круг и все повторяется сначала.
Чтобы не было детских обид, рекомендуется выбирать по очереди всех гостей, а в конце еще раз в круг встает виновник торжества.

Дети становятся в круг.
Ведущий начинает игру словами:
«Ты скорее поспеши. Как зовут тебя, скажи…»,
бросая при этом мяч одному из игроков.
Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова:
«Как зовут тебя, скажи…» и т. д.

Все дети, взявшись за руки, водят хоровод со словами:
«Мы по кругу ходим, ходим,
Познакомиться хотим,
Стоят лишь те, кого зовут… (например, Коли или Насти)
Ну, а мы с вами – сидим».
После этих слов дети, чье имя было названо, остаются стоять, а остальные приседают.
Далее игра продолжается.

Все дети становятся в круг. Внутри круга стоит ведущий.
Дети скачут на одной ноге по кругу в одном направлении, а ведущий внутри круга в другом направлении, и при этом приговаривает:
«Скачет, скачет воробей-бей-бей,
Собирает всех друзей-зей-зей,
Много, много разных нас-нас-нас,
Выйдут… (например, Леночки или Вовочки) сейчас-час-час».
Названные дети входят в круг, берут ведущего за руку, и игра повторяется, пока не будут названы имена всех детей.

Ведущий держит в руках мяч и говорит:
«Разноцветный мячик
По дорожке скачет
По дорожке по тропинке
От березки до осинки
От осинки – поворот,
Прямо к… (Ире) в огород!»
С последними словами ведущий бросает мяч вверх. Дети чье имя было названо, должны поймать мячик. Тот, кто поймал мяч, делает следующий бросок.
Если названо имя ребенка, которого нет, то мяч ловит ведущий, и он делает следующий бросок.

«Слушай, смейся выполняй,
Имена запоминай»
С этими словами ведущий дает задание детям.
Например:
Саши взяли Марин за руки и станцевали.
Лены спели песню «В лесу родилась елочка».
Леши взяли Тань за левую руку и попрыгали.
Светы – наперегонки бегут к двери и т. п.

Оборудование: дерево, к которому прикреплены листья: на листьях написаны имена детей.
Ход игры:
1-я часть.
Ведущий отрывает лист, читает имя, написанное на нем, вызывает ребенка с этим именем.
Вызванный ребенок выходит и срывает следующий листок с дерева и т. д.
2-я часть игры.
Ведущий раздает листья с именами детей в беспорядке.
Задание: выменять у игроков листочек со своим именем, подбежать к дереву, прикрепить лист, назвав свое имя.
Выигрывает тот, кто быстрее других доставит свой листочек на дерево.

Игроки становятся в круг.
Ведущий, стоящий в центре, называет два имени (одно женское, второе мужское).
Игроки, чьи имена назвали, кричат: «это Я» и меняются местами.
Задача ведущего: занять освободившееся место.
Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим,
Если из двух названных имен есть только один человек с таким именем, он кричит: «Это Я», и остается на месте.

К ведущему подходит первый игрок и спрашивает:
«Кто в теремочке живет?
Кто в невысоком живет?
Я… (Ирочка) А ты кто?
Я… (Сашенька)».
К ним подходит второй игрок и диалог повторяется.

Игроки становятся в круг, плечом к плечу.
Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и игрок, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга.
Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят «Здравствуйте!» и называют свои имена. Потом бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу.
Тот, кто остался без места, становится водящим.

Игроки делятся на 2 команды, которые располагаются напротив друг друга на небольшом расстоянии.
Одна из команд получает мяч.
По сигналу ведущего первый игрок команды бросает мяч игроку 2-й команды, называя свое имя. Тот ловит мяч и возвращает его следующему игроку 1-й команды, называя свое имя.
Игрок, стоящий последним, получив мяч, передает мяч в обратном направлении, но уже называет свое имя и имя того, кому он бросает мяч.
И так до тех пор, пока мяч не попадет в руки 1-му игроку 1-й команды.

Игроки становятся в круг.
Ведущий говорит шепотом игроку, стоящему слева, любое имя. Это имя по цепочке узнают все.
После этого ведущий говорит: «1, 2, 3, в круг беги!»
Игроки, чье имя было названо должны выбежать в круг, соседи пытаются их удержать.
Те, кто смог выбежать в центр круга, рассказывают немного о себе, а кто не смог, выполняют задания, которые дают им другие игроки.
Игра повторяется, но уже с новыми именами.

Игроки делятся на 2 команды.
Каждый игрок получает кеглю.
Команды выстраиваются в 2 колонны.
По сигналу водящего 1-ые игроки добегают до 1-ых отметок и ставят кегли, выкрикивают свои имена.
После этого они возвращаются в свои команды. 2-ой игрок каждой команды, пробегая мимо 1-ой кегли, называет имя 1-го игрока, добегает до 2-ой отметки, ставит кеглю, выкрикивает свое имя и возвращается назад и т. д.

Игроки становятся в круг.
По сигналу водящего дети перестраиваются так, чтобы имена располагались:
В алфавитном порядке;
По месяцам рождения;
По знакам зодиака;
По увлечениям и т. д.

Угадай мое имя
Вместо представления игрок дает подсказки:
Мое имя начинается на букву «О»;
Мое имя заканчивается на букву «А»;
Оно состоит из 6 букв (Оксана).
Тот, кто правильно угадал имя, получает жетон.

Игроки группируются по знакам зодиака.
Готовят о себе сообщения для других игроков об особенностях своих характеров.
Можно пользоваться популярной литературой.
Главное, чтобы все выступления были оригинальными и в каждом принимали участие все члены команды.

Каждый игрок получает карточку, на которой написано имя каждого из участников.
По сигналу ведущего нужно найти напарника, имя которого написано на карточке, и взять у него интервью.
Перечень вопросов определяется организаторами игры.
Все сведения нужно написать на листе. Все заметки помещаются в газете «Давайте познакомимся!»
Выигрывают те, кто справится с заданием раньше остальных игроков.

Каждый участник игры получает список из 10 пунктов:
любит ловить рыбу…
любит петь…
любит читать… и т. д.
Списки игроков разные. Содержание списков любимых дел организаторы заранее узнают у игроков лично или из анкет.
По сигналу водящего игроки начинают заполнять списки, вписывая напротив любимых дел, соответствующие имена игроков.
Для этого все начинают узнавать друг у друга, кто что любит делать.
Выигрывают те, кто раньше всех сумеет заполнить весь список.

Каждый игрок получает бумагу и карандаш.
По сигналу ведущего каждый придумывает и рисует то, что может быть эмблемой и пишет ту фразу или слово, которое может служить его девизом (это может быть пословица, фраза из песни, крылатое выражение, название фильма и т. д.).
Потом делаем выставку работ, где каждый рассказывает о себе, о своей работе.

Дети разбиваются на пары.
Им дается 3 минуты, за которые они должны как можно больше узнать друг о друге.
Потом все садятся в круг, и каждый из игроков рассказывает о своем напарнике.
Стиль изложения – любой.
Поощряется оригинальность.

Каждому игроку предлагается выбрать 1 из карточек. В каждой содержится по 2 задания – рассказать и спеть или прочитать стишок:
О хобби, друзьях, проделках.
Имя, возраст, школа, класс.
Спой песню (расскажи анекдот, прочитай стихотворение и др.)

Все участники игры разбиваются на пары.
Задача одного из участников пары: познакомиться со вторым, абсолютно незнакомым ему человеком прямо на улице.
Для этого он применяет максимум усилий, всю свою находчивость.
Нужно узнать имя и любимое занятие.
2-ой игрок пытается уйти от знакомства, не сказав ни одного грубого слова.
В конце игры все участники определяют наиболее успешного «обольстителя» и самого несговорчивого «незнакомца».

Участники игры садятся в круг.
Ведущий сообщает о том, что внезапная случайность сковала уста всех игроков.
И они не могут прямо представиться и познакомится с остальными.
Разрешено лишь делать подсказки, в которых есть 2 слова-ассоциации, или исторические личности, по которым можно узнать ваше имя.
Например:
Корень моего имени схож со словом, обозначающим женское украшение;
Я – сестра Ольги Лариной (Таня);
Я – тезка Маяковского (Владимир);
Мое имя означает большое чувство (Любовь) и т. д.

Во время дискотеки танцующие образуют круг.
В его центр по очереди вызываются все Саши и Лены, которые танцуют в центре круга, а остальные называют их имена в такт музыки.
Через некоторое время центральные танцоры меняются.
Так продолжается до тех пор, пока все играющие не побывают в центре круга.

Играющие сидят в кругу.
Первый называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имена первого и второго, потом – свое и т. д., пока круг не замкнется.
В итоге последний в круге говорит имена всех играющих, а затем и свое.
Легче, конечно, быть первым, но последним – полезней.

Разовая игра.
Каждый должен назвать свое имя и какой-то предмет, который он взял бы с собой в поход (меня зовут…, я возьму с собой я пойду в поход с…).
Ведущий должен сказать, берет ли он этого человека с собой или нет.
Смысл в том, чтобы название предмета начиналось на ту же букву, что и имя ребенка.
Попросите ребят, которые догадаются, хранить молчание до тех пор, пока все не поймут логику.

Играющие образуют два круга.
Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к внешнему.
Звучит музыка, играющие в кругах движутся в противоположные стороны.
После прекращения музыки участники игры останавливаются друг перед другом, знакомятся, называя имя.
Далее вновь звучит музыка, только уже теперь, двигаясь в разные стороны и пробегая мимо знакомого, машут ему рукой.
Музыка перестает играть, появляются новые знакомые.
Игра продолжается.

Каждый игрок по очереди поет свое имя.
Все остальные должны повторить имя, т. е. спеть его так же, с теми же интонациями и т. д.

Дети берутся за руки и образуют круг.
В центре круга – «король» (мальчик, папа, дедушка), в руках он держит «корону».
Все водят хоровод и поют:
Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

(«король» выбирает «принцессу» и надевает ей на голову «корону»)
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
(все подпрыгивают)
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
(дрыгают ножками)
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
(хлопают руками)
Ножками потопаем, потопаем, потопаем,
(топают ножками)
Головкой покачаем,
(качают головами)
Сначала начинаем!
(девочка возвращается на свое место).
Шел король по лесу…
(«король» выбирает новую «принцессу» и т.д.)

Играющие делятся на две команды.
Первая должна расколдовать «замок», а вторая – помешать ей в этом.
«Замком» может служить дерево или стена.
Около «замка» находятся «главные ворота» – двое ребят из второй команды с завязанными глазами.
Вообще у всех игроков этой команды глаза должны быть завязаны.
Они произвольно, так, как им хочется, располагаются на игровой площадке.
Игроки, которые должны расколдовать «замок», по команде ведущего начинают бесшумно двигаться к главным воротам. Их задача – незаметно дойти до ворот, пройти сквозь них и дотронуться до «замка».
При этом игра считается оконченной.
Но задача второй команды – с завязанными глазами осалить тех, кто движется к «замку».
Те, кого осалят, выбывают из игры.
По окончании игры команды меняются ролями.
Перед началом игры надо оговорить одно условие: будут ли ребята из второй команды стоять на месте или они могут передвигаться по площадке.

Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это «домики», или «логово зайца».
Выбираются двое водящих – «заяц» и «охотник».
«Заяц» должен убегать от «охотника», при этом он может спрятаться в домик, то есть встать между играющими.
Тот, к кому он встал спиной, становится «зайцем» и убегает от «охотника».
Если «охотник» осалит «зайца», то они меняются ролями.

Играющие стоят в кругу.
Водящий на несколько секунд отходит от круга на небольшое расстояние.
За это время играющие выбирают, кто будет «показывающим».
Этот игрок должен будет показывать разные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притопывание ногой и т. д.).
Все остальные играющие должны тут же повторять его движения.
После того как показывающий выбран, водящего приглашают в центр круга. Его задача – определить, кто показывает всем движения.
Движения начинаются с обыкновенных хлопков.
При этом на протяжении всей игры ребята хором произносят слова: «Сантики-сантики-лим-по-по».
В незаметный для водящего момент показывающий демонстрирует новое движение.
Все должны мгновенно его перенять, чтобы не дать возможности водящему догадаться, кто ими руководит.
У водящего может быть несколько попыток для угадывания.
Если одна из попыток удалась, то показывающий становится водящим.

Водящий отходит в сторону, пока играющие договариваются, кто будет подавать голос.
Затем водящий встает в круг и закрывает глаза.
Играющие идут по кругу со словами:
«Мы собрались дружно в круг повернулись разом вдруг, а как скажем «скок, скок, скок» (эти слова произносит один человек), отгадай, чей голосок».
Водящий открывает глаза и отгадывает, кто из ребят сказал «скок, скок, скок».
Если это ему удается, он меняется с говорившим местами.
Можно дать водящему три попытки. Если он все же не угадывает, игра начинается сначала.

На расстоянии 1–1,5 метра начертите две параллельные линии.
От них отмерьте по 4–5 метров и прочертите еще две линии.
Первые две линии – это линии старта, вторые – «домики».
Команды выстраиваются спиной друг к другу около первых линий, то есть на расстоянии 1–1,5 метра.
Команд две, одна из них называется «воробьи», а вторая – «вороны».
Ведущий встает между командами и называет слова: воробьи или вороны.
Если ведущий сказал «вороны», то вороны догоняют воробьев, которые пытаются убежать за вторую линию, то есть спрятаться в «домик».
Все пойманные воробьи становятся воронами.
Если ведущий говорит «воробьи», то воробьи бегут и ловят ворон. Игра заканчивается, когда в команде не останется ни одного играющего.
Другой вариант:
игра повторяется определенное количество раз, и тогда побеждает команда, в которой осталось больше играющих.

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя «беличье гнездо».
Между собой они договариваются, кто будет «белкой», кто – «орехом», кто – «шишкой».
Водящий один, гнезда у него нет.
Есть в этой игре еще и ведущий, который произносит слова; «белки», «шишки», «орехи».
Если он сказал «белки», то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие.
В это время водящий занимает свободное место в любом гнездах, становясь белкой.
Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим.
Если ведущий говорит: «орехи», то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, становится орехом.
Роли водящего и ведущего может одновременно выполнять и один человек.
Ведущим может быть подана команда: «Белки, шишки, орехи», и тогда меняются местами сразу все.

Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впередистоящего за пояс.
Они изображают «дракона».
Первый в колонне – это «голова» дракона, последний – «хвост».
По команде ведущего «дракон» начинает двигаться.
Задача «головы» – поймать «хвост».
А задача «хвоста», в свою очередь, – убежать от «головы».
Туловище дракона не должно разрываться, то есть играющие не имеют права отцеплять руки.
После поимки «хвоста» можно выбрать новую «голову» и новый «хвост».

На расстоянии 10 метров чертят две линии: за одной – домик кота, за другой – домик мышей.
Водящий-«кот» спит в своем домике, а «мышата» идут к нему со словами:
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мыши дернули за гири…
(В этот момент «мыши» подходят к «коту» и даже могут его потрогать.)
Вдруг раздался страшный звон.
Побежали мыши вон!
После слова «вон» кот просыпается и бежит догонять мышей. Мышки должны спрятаться в своем домике.
Те же, кого кот поймал, выбывают из игры или меняются ролями с котом.

Одному ребенку завязывают глаза и поворачивают спиной к остальным.
Кто-нибудь легонько задевает его рукой, надо отгадать, кто это?
Если отгадал, то задевшему завязывают глаза и он становится «угадайкой».

Все играющие стоят парами по кругу, один игрок за спиной у другого. Руки у всех опущены.
На линии круга стоит и водящий. У него за спиной нет партнера.
Он должен посмотреть в глаза кому-нибудь из игроков первой линии и подмигнуть.
Тот, кому подмигнули, бежит со своего места и встает за спиной водящего.
Но у него это может не получиться, потому что игрок второй линии внимательно следит за водящим и, если видит, что подмигнули его партнеру, может удержать его.
Если он успеет это сделать, все остаются на своих местах.
Если же игрок второй линии не среагирует вовремя и не успеет схватить первого игрока, то он, оставшись без пары, встает в первую линию и сам становится водящим.
Игра может продолжаться долго, пока не наскучит.

Эта игра похожа на предыдущую, только в ней игроки названы животными.
Стулья ставятся по кругу, сиденьями вовнутрь.
Половина детей садится на стулья – это «мышки», остальные встают сзади – это «кошки».
Одной «кошке» «мышки» должно не хватить, то есть она стоит за пустым стулом.
Эта «кошка» подмигивает какой-нибудь «мышке».
Задача «мышки»: перебежать на пустой стул к подмигнувшему.
Задача «кошки», стоящей сзади: руками задержать ее. Если не удержала – сама подмигивает следующей «мышке».
Через некоторое время «мышки» и «кошки» меняются ролями.
В зависимости от темы праздника игроки могут менять свои роли с «кошек» и «мышек» на каких-нибудь других героев.

Из бумаги заранее делается ромашка – лепестков столько, сколько будет детей.
На оборотной стороне каждого лепестка написаны смешные задания.
Дети отрывают лепестки и начинают выполнять задания:
ходят гуськом, кукарекают, прыгают на одной ножке, поют песенку, повторяют скороговорку…

В большую картонную коробку складываются разные предметы: кубики, карандаши, маленькие машинки, мозаика…
Сверху коробка закрывается платком.
Ребенок берет наощупь предмет и пытается угадать, что это такое.

Вдоль противоположных стен зала стоят стулья.
Дети садятся на стулья около одной стены.
Читают стишок:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только стишок прочитан, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем участников игры.
Тот, кто остается без стула, выбывает.
Потом убирают два стула.
Все повторяется до тех пор, пока победитель не займет последний оставшийся стул.

Дети стоят в кругу.
Двум из них, стоящим напротив, дают игрушки: одному – лису, другому – зайца.
По сигналу дети начинают передавать эти игрушки по кругу.
Заяц «убегает», а лиса его «догоняет».

По полу рассыпают шишки.
Двум игрокам предлагают их собрать лапами больших игрушечных мишек.
Выигрывает тот, кто соберет больше.

Параллельно стене, в 5 шагах от нее, проводят на полу черту.
Отступив еще на несколько шагов дальше от стены, кладут два обруча, на расстоянии нескольких шагов один от другого.
Напротив обручей вплотную к стене ставят 2 одинаковых стула.
К каждому стулу привязывают бечевку такой длины, что, если ее натянуть, то другой конец придется на центр обруча. К свободному концу бечевки прикрепляется кусок ткани, свернутый в жгут.
Участники игры попарно вступают в состязание.
Каждый из них встает в обруч, туго подпоясывается жгутом, как кушаком, и отводит руки в стороны.
После сигнала играющий начинает поворачиваться на месте, не выходя из обруча.
Бечевка обвивает талию, стул постепенно приближается к черте.
В тот момент, когда все четыре ножки стула окажутся за чертой, играющий выбегает из круга и садится на стул.
Кто из детей первым займет свой стул, тот и выигрывает.

Чтобы новый хлеб испечь,
Пышен и высок,
Надо в поле уберечь
Каждый колосок!
Участники игры с завязанными глазами должны за определенное время (одну минуту) собрать как можно больше «колосков».
В качестве «колосков» используются кегли, которые собираются в небольшое пластмассовое ведро.

Отряд делится на 2 команды.
Между командами помощники держат ширму (например, покрывало).
По одному человеку от команды подходят к ширме и приседают, они не должны видеть друг друга.
По команде ведущего ширма опускаются и игроки, сидящие около нее, должны назвать имена друг друга.
Побеждает тот, кто называет быстрее.
Проигравший переходит в команду соперников и т. д.

Все садятся в круг и кладут руки на колени.
Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете».
Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке.
Затем говорит следующий игрок и т. д. по кругу.
Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы.

Все садятся в круг на стулья и рассчитываются на первый-третий.
Первые номера будут, например, яблоки, вторые – бананы, третьи – апельсины.
В центре находится водящий, который начинает рассказ о себе и как только в своем рассказе упоминает одно из названных фруктов, то эти игроки должны быстро поменяться местами.
Если водящий говорит: «Тутти-фрутти» – то местами меняются все играющие.

Играющие сидят в кругу.
Ведущий говорит: «Меня зовут…, я люблю…» (любить можно что угодно и кого угодно) и катит яблоко к кому-нибудь из круга.
Тот поднимает яблоко и тоже говорит: «Меня зовут…, я люблю…».
И яблоко катится к следующему.
Игра продолжается до того момента, когда все играющие представились.

Участники образуют два круга – один в другом, с равным количеством человек.
Круги вращаются в разные стороны, обращенные лицом друг к другу, под слова:
«Мой лохматый серый песик
У окна сидит.
Мой лохматый серый песик
На меня глядит.
Б-И-Н-Г-О, Б-И-Н-Г-О,
Да, Бинго звать его».

Слова «Б-И-Н-Г-О» произносятся раздельно по буквам, причем на каждую букву стоящие во внешнем круге ударяют в ладоши стоящих во внутреннем.
На каждую букву – ладоши нового человека.
Последняя буква «О» говорится протяжно (удивленно – радостно) и последние слова («Да, Бинго звать его») пара произносит вместе, держась за руки.
После чего участники представляются друг другу по именам.
Так продолжается до тех пор, пока все не перезнакомятся.

Мальчики садятся на одну скамейку, а девочки на другую. Мальчики называют любые имена девочек.
Если эти имена носят девочки, то они встают и рассказывают немного о себе.
Потом девочки называют любые имена мальчиков.
Это происходит до тех пор, пока имена всех детей не будут названы.

Стулья ставим по кругу плотно друг к другу. Игроки становятся на них.
По сигналу ведущего все игроки должны поменяться местами так, чтобы все имена расположились по алфавиту.
Игроки, не касаясь пола, передвигаются по стульям.

По сигналу ведущего все игроки начинают, выкрикивая свои имена, искать своих тезок, чтобы быстрее других собраться в команду.
Выигрывают самые шумные и проворные.

Каждый игрок получает карточку со своим именем.
Игроки делятся на 2 или 3 команды.
В игру вступает 1 группа. Все игроки этой группы представляются, называя имя и фамилию, немного рассказывают о себе.
После этого все карточки с именами игроков 1 команды отдаются игрокам-соперникам.
Они, посовещавшись, должны правильно раздать карточки игрокам 1 команды и вспомнить фамилию каждого.
За каждый правильный ответ команда получает очко.
Потом представляется 2 команда.

Каждый игрок получает лист бумаги и карандаш.
За 5 минут после сигнала ведущего игроки должны познакомиться друг с другом, узнавая имя, кем хочет стать.
Полученные данные записываются.
Выигрывает тот, кто успел больше всех узнать и записать.

Участники игры садятся в круг и перекидывают друг другу мяч.
При этом бросающий громко говорит первый слог своего имени; тот, кто поймал мяч, должен быстро произнести второй слог.
Если назвал правильно, то бросавший называет имя полностью.
Если имя названо неправильно, то он говорит «Нет»; и ждет, кто назовет его имя правильно и т. д.

Перед состязанием игроки делятся на 2 команды.
Каждый игрок делает шаг вперед и четко произносит свое имя и фамилию.
1 этап:
игроки команды по очереди подбегают к своему листу ватмана и пишут свою фамилию, возвращаясь обратно, кричат свое имя.
Так до тех пор, пока все игроки не запишутся.
2 этап:
команды должны обменяться листами ватмана. Подбегая к листу ватмана, нужно против соответствующей фамилии противника написать его имя.
Выигрывает та команда, которая допустила меньше ошибок.

Мальчики садятся напротив девочек парами.
Девочки шепотом сообщают свое имя мальчику из своей пары.
После этого мальчик, сидящий в 1 ряду говорит соседу имя своей напарницы.
Говорит он тихо, чтобы не услышали остальные мальчики.
Второй мальчик говорит третьему имя первой девочки и той, что сидит напротив него.
Так до тех пор, пока не дойдут до последнего мальчика: он называет имена всех девчонок по очереди.
Если имя названо правильно, то девочка встает, если нет – остается сидеть.
Затем девочки узнают имена мальчиков и т. д.
Выигрывает та команда, которая была более точной.

Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет свое имя.
Ведущий идет со шляпой по кругу.
Игроки громко называют свои имена и опускают сердечко в шляпу.
Задача игроков: вытащить из шляпы сердечко, прочитать имя и отдать его хозяину.

Дети становятся в линию, держась за руки.
Выбирается ведущий-водопроводчик. Он становится спиной к игрокам и говорит: «Вода пошла».
После этого дети по очереди называют свои имена.
Когда дойдут до последнего, игроки продолжают называть имена в обратном направлении (2–3 раза).
После этого ведущий говорит «Кран перекрыт», поворачивается лицом к игрокам и называет их имена.
Каждый правильный ответ – очко.
После этого выбирают нового ведущего, игра возобновляется.

Дети разбиваются на команды с одинаковыми именами (Саши с Сашами, Лены с Ленами и т. д.).
Задания:
Представление: «Ваше имя – ваш талисман».
Песня, в которой звучит ваше имя (кто лучше).
Икебана из цветов и растений, начинающихся с той же буквы, что и ваше имя.
Эмблема вашего имени (кто оригинальнее).

Дети делятся на 2 команды.
Первые игроки подбегают каждый к своему стулу, на которых лежат маленькие конверты (по числу участников).
На обратной стороне написано имя адресата из другой команды.
Прочитав имя адресата, «почтальон» громко выкрикивает его, а адресат поднимает руку и кричит: «Это Я!»
Затем он отправляется за очередным письмом.
Выигрывает самая быстрая команда.
Организаторы на обратной стороне карточек могут написать значения имен. Эти карточки в конце игры можно огласить и подарить.

Дети сидят в кругу.
Ведущий дает задание: «Начнем считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трем, произносит вместо цифры свое имя».
Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания.
Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.

Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх.
Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга.
Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы.
По хлопку ведущего капканы «захлопываются», то есть ребята, изображающие капканы, опускают руки.
Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами.
В этой игре выясняется самый ловкий и быстрый из ребят – тот, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан.

Эта игра требует от ребят внимания.
На земле чертят две линии на расстоянии примерно один метр. Между этими линиями «река», а по краям – «берега».
Все ребята стоят на «берегах».
Ведущий подает команду: «Река», и все ребята прыгают в «реку».
По команде «Берег» все выпрыгивают на «берег».
Ведущий подает команды быстро и беспорядочно, чтобы запутать играющих. Например: «Берег, река, река, берег, река, река, река…».
Если по команде «Берег» кто-то оказался в «реке», то он выходит из игры.
Выходят из игры также те невнимательные игроки, которые во время команды «Река» оказались на «берегу».
Игра продолжается до тех пор, пока не определится самый внимательный участник.
Его можно поздравить и начать игру заново.

На площадке чертится коридор («ров») шириной до одного метра.
Ров можно начертить зигзагообразный, где уже, где шире.
Во рву располагаются водящие – «волки». Их немного – всего двое или трое.
Все остальные играющие – «зайцы» – стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться осаленными.
Если до «зайца» дотронулись, он выбывает из игры или становится «волком».
«Волки» могут осалить «зайцев» только находясь во рву. «Зайцы» ров не перебегают, а перепрыгивают.
Если нога «зайца» коснулась территории рва, это значит, что он провалился в ров, и в этом случае он также выбывает из игры.

Все играющие – «белки», они должны стоять на дереве, т. е. пеньках или поваленных деревьях, а также держаться за дерево.
Между деревьями бегает «собака» – водящий.
«Белки» прыгают, перебегают с дерева на дерево, а «собака» должна поймать (осалить) бегающих «белок».
Если это ей удалось, «собака» и «белка» меняются местами.
В игре есть условие: «собака» не должна трогать «белок», которые находятся на дереве.
В эту игру лучше всего играть в негустой роще, где много деревьев, но достаточно и свободного пространства между ними.

Все играющие стоят в кругу плечом к плечу, повернувшись лицом к центру.
Они рассчитываются по порядку, и каждый запоминает свой номер.
Водящий стоит в центре круга, у него нет своего места, но есть номер – например, ноль. Он называет несколько номеров.
Играющие, номера которых назвали, также выходят в центр круга.
Затем по сигналу они должны снова занять одно из свободных мест.
То же стремится сделать и водящий.
Если ему это удалось, он берет себе номер игрока, стоявшего здесь до него.
Тот, кому места не хватило, становится водящим, и его порядковый номер – ноль.

Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами».
Как известно, атомы могут объединяться в молекулы – более сложные образования, состоящие из нескольких атомов.
В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов.
Играющие по команде ведущего должны создать «молекулу», то есть нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга.
Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», это значит, что три игрока-«атома» сливаются в одну «молекулу».
Если ведущий произносит: «Реакция идет по пять», то уже пятеро играющих должны схватиться друг за друга.
Лишние «атомы», не сумевшие объединиться в «молекулы», на время выбывают из игры.
Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена».
Если ребята еще не знают, что такое «атом», «молекула», «реакция», – постарайтесь популярно им объяснить.
Сигналом для возвращения в игру временно выбывших игроков служит команда: «Реакция идет по одному».

В детском возрасте есть время, которое дети проводят без участия взрослых - это общение со сверстниками. От того сколько времени уделяется для общения, зависит внутреннее и эмоциональное развитие ребенка, отношение с другими людьми, собственная самооценка. Ребёнок до семи лет, не может обойтись без детей своего возраста, но и без взрослых общение не всегда складывается успешно. Дошкольника надо побуждать выражать свои чувства, эмоции, желания, восприятия, помогая находить выход из тяжелой и трудной ситуации, испытывать сочувствие к другому, помогая и уча отличать ребенка хорошее от плохого поведения.

"Назови своё имя"
Для чего: игра помогает познакомить детей, наладить отношение, привыкнуть к обществу и группе.
Условия игры: Игра проходит по кругу, ребенок называет свое имя и рассказывает что-то о себе, затем это повторяет каждый участник. Игра помогает познакомить всех детей в группе.

"Мячик"
Для чего: игра помогает запомнить имена детей, наладить общение в группе.
Условия игры: Участник первый от ведущего произносит свое имя. Второй повторяет имя предыдущего, а так же произносит свое имя. Все повторяется по кругу. Заканчивает игру первый участник, называя имена всей группы.

"Ласковый игрок"
Для чего: развивающая игра, помогает запоминать имена детей, улучшить общение с каждым игроком.
Условия игры: Как приятно или ласково вас зовут близкие? Используя мяч, называй одно или несколько таких названий, кидая мяч любому игроку. Запомнив при этом того кто бросил его. Когда все назовут имена, мяч отправляется в другую сторону. А теперь бросаем мяч тому, кто бросил его первым вам, вспоминая его красивое имя и произнося его.

"Говорим привет"
Для чего: игра развивает кругозор ребенка, помогает улучшить общение.
Условия игры: Ведущий говорит о методах приветствия, при этом используя шутки и необычные приветствия. Потом каждый игрок приветствует другого прикоснувшись рукой, ухом, носом, щекой, при этом выдумав необычное своё приветствие, и поздороваться. Все повторяют по очереди.

"Ванька встань-ка"
Для чего: игра улучшает общение, помогает развить внимание и наблюдательность.
Условия игры:
Ведущий говорит: "Встаньте детки..."
- кто любит бегать по лужам;
-кто любит дарить цветочки;
-кто любит кушать конфетки;
-кто любит своего братика;
-кто любит прыгать и скакать на скакалке и др. Ведущим может быть любой игрок. Затем ведущий спрашивает у детей, кто же самый внимательный: кто у нас любит прыгать и скакать? Все по очереди детки отвечают. Потом вопросы усложняем: Кто в нашей группе любить дарить цветы, и любит конфеты и каждый игрок по очереди отвечает, а если не может вспомнить, ему помогает следующий игрок, и так по очереди.

"Покажи телом свое имя" (для детей с 6 лет)
Для чего: игра улучшает общение детей в группе, объединяя группу, помогая выражать детям свои эмоции.
Условия игры: Все садятся в круг. По очереди дети делают телодвижения, говорящие о их имени. Игра интереснее если просить повторять имя и телодвижение. Игра увлекательная.

"Скажи как тебя зовут любимой игрушкой" (для детей с 5 лет)
Для чего: игра снимает нервное напряжение, помогая расслабится, убирая все преграды в общении.
Что нужно: две игрушки ростом с игрока.
Условия игры: Игрок с помощью игрушки представляет себя, рассказывая о себе, описывает себя. Игроки и ведущий задают вопросы: Что ты любишь? Почему? Во что играешь? Что любишь кушать? Твоя мечта? И так по кругу, все знакомятся друг с другом.

"Переход"
Для чего: развивающая игра, обращает внимание ребенка на внешний вид, какие отличия есть у детей.
Условия игры: 1) Ведущий просит посмотреть на волосы игроков:"У вас волосы все разного цвета. Поменяйтесь местами так чтобы справа сидел светловолосый, следующий потемнее, за ним еще темнее. Если дети не могут справится, помогает взрослый. 2)Все тоже самое, только с цветом глаз, светлее, темнее. Игра продолжается переходом к следующему игроку.

"Опиши игрока"
Для чего: эта игра учит описанию, наблюдательности, увеличивая словарный запас ребенка.
Условия игры: Участники разбиваются на пары, стоя спиной друг к другу, и начинают описывать своего партнера вспоминая какого цвета его волосы, цвет одежды, цвет прически. Затем описание сравнивают и подводят итог о точности и полноте совпадений, так дети лучше узнают друг друга, пополняя словарный запас.

"Что поменялось?"
Для чего: игра учит наблюдательности, развивает внимание, улучшает общение в группе.
Условия игры: Каждый игрок по очереди выходит из комнаты. В это время другие игроки меняют в группе детям прическу или что-то в одежде, например завязав бантик, развязать шнурки или пересаживается на другое место, любые два или три изменения. Задача того кто вышел заметить эти изменения в группе и в точности их описать. Все изменения должны быть яркими, чтобы ребенок мог их заметить. Играют все по кругу.

"Опиши настроение"
Для чего: игра помогает описать настроение, узнавая настроение и эмоции друзей.
Условия игры: Участникам предлагается описать свое настроение: рисуя его определенным цветом, животным, показать движением, чтобы другие смогли описать его настроение словами. И так игра продолжается по кругу, другие пытаются узнать и описать настроение игрока.

"Угадай чувство"
Для чего: игра учит выражать эмоции не-вебральным способом.
Условия игры: Участник передает по цепочке от одного к другому определенное чувство жестами, прикосновениями, мимикой. После прохождения круга, обсудите что за чувство было загадано. Потом следующий игрок начинает заново эту цепочку, повторяя жесты. Взрослые могут помочь выбрать чувство ребенку, подсказывая на ухо.

"Эмоции в цвете"
Для чего: игра улучшает воображение, выражая в движениях свои эмоции.
Условия игры: Участник по сигналу закрывает глаза, все остальные выбирают цвет. Когда участник откроет глаза, все поведением, показывают этот цвет, не произнося его, водящий должен угадать цвет. Разделяясь на две команды: одни изображают цвет, другие угадывают его.

"Шёпот"
Для чего: игра помогает развить невербальное общение, учит понимать друг друга.
Условия игры: Все садятся в круг. Главное - сказать фразу невербально, которую ведущий шепнул на ухо. Каждый выполняет задание без слов. Остальные угадывают фразу. Цель угадать предложение сказанное ведущим.

"Пиктограмма"
Для чего: игра помогает улучшить эмоциональное состояние детей, развивая мимику каждого участника.
Условия игры: Каждому участнику дается пиктограмма или картинка с эмоцией. Рисунок разрезают на несколько частей. Цель участников как можно быстрее собрать картинку. А потом можно изобразить мимику, которая нарисована на пиктограмме.

"Подарочек"
Для чего: игра развивает интеллект и помогает в описании предметов.
Условия игры: выбрать одного участника, который становиться "именинником", все остальные по очереди дарят ему подарки, передовая подарки необычными, своими движениями и выражая это лицом, мимикой. Получается интересная игра, все по очереди, затем меняется именинник. Все участники должны побывать именинником.

"Игра рук"
Для чего: эта игра развивает, помогая в выражении чувств, а также помогает понять и ощутить прикосновение другого.
Условия игры: игра проводится в парах, с закрытыми глазами, игроки садятся друг напротив друга, на расстоянии метра. Ведущий дает детям время, примерно две три минуты, говоря:
- Закрыть глазки, вытянуть ручки, познакомьтесь детки друг с другом только ручками. Попробуйте лучше узнать своего друга. Опустите ручки.
- Опять вытянули ручки вперед, найдите ручки своего друга. Теперь происходит ссора рук. Покажите это. Опустите свои ручки.
- Ручки снова ищут друг друга, но теперь они мирятся и просят прощения, дети все это повторяют. Теперь ручки друзья, они дружат, покажите это. Дети все это показывают.
После спросить детей: какие чувства они испытывали во время игры, что им понравилось, а что нет? Дети смогут выразить свои мысли, высказаться.

"Передать улыбку"
Для чего: игра в группе, развивает общение и дружелюбие, обучает и помогает выражать свои эмоции детям.
Условия игры: все участники игры берутся за руки, затем один пожимает руку и улыбается следующему игроку. Тем самым передавая улыбку следующему игроку. Другой повторяет, но своим способом выражая улыбку, игра идет по кругу. В конце все улыбаются и веселятся.

"Сижу я на камушке"
Для чего: игра учит оказывать помощь другому, учит сочувствию к ближнему, развивает симпатию у детей.
Условия игры: Все участники встают в круг и поют песенку, а один игрок садится в круг на корточки, укрывая свою голову платком. И тоже поет такую песенку:
- Ох бедный, бедненький, сижу я на камушке,
- Ох бедный, бедненький, сижу на горючем,
- А кто ж меня очень любит?
- А кто ж меня сменит?
- Меня сменит, переменит?
- Да еще и приголубит?
После песни, любой из участников подходит и гладит по голове того кто сидит в кругу, говоря ему приятные и нежные слова, утешая и успокаивая его. Потом он сам садится в круг и тоже покрывает свою голову платком, повторяя слова, которые говорил его предыдущий горюющий. Все так же продолжают петь песню. Его утешает следующий участник, выражая сочувствие своими словами, своими объятиями. И так все по кругу.

"Всплеск эмоций"
Для чего: игра помогает оценить ситуацию и поведение игроков.
Условия игры: ведущий читает детям интересный рассказ. Игрокам заранее выдаются маленькие картинки с изображением лиц с эмоциями. При чтении рассказа, ребенок выбирает картинки с подходящими эмоциями, приближенными к герою рассказа. После чтения каждый из детей объясняет какие эмоции были у героя, какие преобладали. Что это означает, был он грустен или проявлял радость. Играть можно по отдельности или группами. Текст рассказа выбрать не большой, но с описанием эмоций, которые понятны детям.

"Помощь в общении"
Для чего: игра помогает научиться общению.
Условия игры: игроки разбиваются по парам, и общаются диалогом, выбирая интересные и подходящие темы: "мой любимый цвет", "любимое животное", "самый прекрасный день недели" и т. д. В начале дети сидят лицом друг к другу, затем один сидит на стуле, а другой стоит около стула (обмен местами), затем они садятся спиной друг к другу спиной и продолжают разговор. В конце у игроков спрашивают: что больше всего понравилось вам в общении и почему?

"Игра звуков"
Для чего: помогает детям понимать, чувствовать, развивая восприятие улавливать на слух.
Условия игры: ведущий объясняет, что такое интонация. Дети по очереди повторяют эти чувства. С разной интонацией (радость, зло, грусть, задумчивость, обида). Можно провести игру в виде рассказа участниками, и обсудить разговор героями сказки.

"Урок рисования"
Для чего: развивает воображение детей.
Условия игры: Игрокам дать задание нарисовать доброе любимое животное, называя его ласковым словом, воплощая необычным средством понимания. Включить тихую, медленную мелодию, использовать краски или мелки, фломастеры. Потом попросить всех выбрать самое доброе животное. Выбирают победителя - дети из другой группы. Победителю выдать приз - медаль с изображением смайлика.

Информация из книги Л. В. Чернецкой "Развитие коммуникативных способностей у дошкольников"

Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя. После проведения этой игры (на её проведение затрачивается 10-15 минут) вполне реально запомнить до 20 имён. Игра имеет вариации См.→

  • История

Ведущий делит участников на две команды. Определяется время для выполнения первого задания (например, 5 минут). За это время каждая команда сочиняет о себе историю, используя реальные данные. Например: "Мы живем в Туле, Казани и Москве. Дома у нас 9 собак, 14 кошек, 2 попугая и 1 черепаха. Трех наших мам зовут Ольгами, а еще у нас два папы по имени Саша" и т.д. По истечении назначенного времени каждая команда выбирает рассказчика, и обе команды как бы меняются местами, то есть команда "А" рассказывает про команду "Б" и наоборот.

  • Белка

На полу отмечаются две линии друг напротив друга, люди распределяются произвольно вдоль линий. Вводная: ведущий называет какие-то характеристики, например: «Пусть справа окажутся те, кто любит эстрадную музыку, а слева - те, кто любит классику" (варианты – имена, фильмы и так далее). Участники должны быстро, не столкнувшись перебежать на ту линию, которая им подходит. Если не подходит ни та, ни другая – останавливаются в центре. Если столкнулись – ведущий выбирает нового воду и все продолжается.

  • 5 вещей

Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. Затем пара рассказывает о себе то, что поняла. При этом первый человек рассказывает о втором, а второй о первом. (Варианты: цели на тренинг, пять самых страшных для меня вещей, самых любимых и т.п.)

  • 3 слова о себе

Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.

Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Игра имеет вариации см.→

  • Орехи

Каждому в группе дается грецкий орех. Нужно внимательно его осмотреть и запомнить. Затем орехи складываются в общую кучу и перемешиваются (для усложнения можно добавить еще орехов). Каждый должен найти свой орех. Более сложный вариант - то же самое с закрытыми глазами. Затем y каждого по кругу спрашивается, как он определил свой орех. На обсуждении обычно говорится, что сначала все люди кажутся одинаковыми, а на самом деле очень сильно различаются. И очень часто за жесткой, некрасивой оболочкой скрывается что-то нежное и доброе и так далее.

Есть люди дела, есть любители порядка, есть люди творчества, а есть те, кто любит теплые отношения и комфорт. В форме якобы кельтской легенды участникам предлагается отнести себя к тому или иному типу, сделать рекламу своих особенностей и задуматься о развитии других, дополняющих этому типу качеств. См.→

Участникам предлагается встречаться и здороваться под разную музыку, в разном настроении, в разном стиле, как будто люди из разных культур и эпох. Варианты см.→

В парах. Люди знакомятся друг с другом, узнают лучшие качества друг друга и должны наилучшим образом представить своего партнера, сделать ему рекламу перед всей группой! Игра имеет много вариантов См.→

  • Суета сует

Участники делятся на 1-2-3 Первые номера – монументы. Вторые и третьи – люди. Монументы подзывают к себе людей и рассказывают, с кем хотят познакомиться (хороший вариант - цели на тренинг , увлечения, любимая книга и так далее) и о чем хотят поговорить. Люди ищут участников, подходящих под заданную характеристику. Можно искать и среди людей, и среди монументов. Важно помнить: монументы ходить не могут, а значит человеку нужно быть посредником между ними. Если нет людей, строго отвечающих заданным характеристикам, человек подводит монументу того, чьи характеристики наиболее близки. В крайнем случае, человек ведет к монументу того, кто ему понравился.

Психологические упражнения для личностных тренингов

Тренинг без упражнений немыслим, тренинг без упражнений - это семинар, это урок, это может быть полезная беседа, но это не тренинг. Упражнений для психологических тренингов - сотни и сотни, здесь мы пока в несистематизированном виде выложили те, которые несложны в техническом выполнении и решают не специализированные, а достаточно общие задачи. Итак, см.